Типы документов



Постановление администрации города Белгорода от 03.11.2023 N 179 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2023 г. в„– 179

ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД БЕЛГОРОД" НА 2024 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 - 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановляю:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившим силу постановление администрации города Белгорода от 31 октября 2022 года в„– 205 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов".

3. Управлению информационной политики администрации города Белгорода (Абакумовой О.С.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород", сетевом издании "Газета "Наш Белгород" (GAZETANB.RU) и на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города - руководителя департамента экономического развития Григоренко И.Ю.

Глава администрации
города Белгорода
В.В.ДЕМИДОВ





Приложение
к постановлению
администрации города Белгорода
от 03.11.2023 в„– 179

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД
БЕЛГОРОД" НА 2024 И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 - 2026 ГОДОВ

Показатели
Единица измерения
2022 год, отчет
2023 год, оценка
Прогноз
2026 год в % к 2022 году
2024 год
2025 год
2026 год
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Среднегодовая численность населения, всего
тыс. чел.
337,2
332,5
329,8
327,5
325,5
96,5
II. Промышленное производство







Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, всего
млн руб.
135 569,6
151 766,4
161 080,4
171 254,9
182 416,7
134,6
в том числе:







Добыча прочих полезных ископаемых
млн руб.
128,0
149,8
160,4
168,5
177,1
138,4
Обрабатывающие производства
млн руб.
110 790,8
125 785,3
133 769,3
142 481,4
151 939,6
137,1
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха
млн руб.
21 528,2
22 569,7
23 700,7
24 925,0
26 250,0
121,9
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
млн руб.
3 122,6
3 261,6
3 450,0
3 680,0
4 050,0
129,7
III. Инвестиции







Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования (в действующих ценах), всего
млн руб.
66 737,1
73 079,1
79 260,9
85 972,7
93 074,9
139,5
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
104,6
103,5
103,0
103,5
103,5

IV. Строительство







Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство"
млн руб.
36 781,5
39 629,0
42 902,3
46 269,3
49 660,6
135,0
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
109,0
103,3
103,4
103,4
103,5

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования
тыс. кв. метров общей площади
104,4
138,7
164,2
164,4
164,5
157,6
в том числе:







населением
тыс. кв. метров общей площади
43,4
35,0
64,4
64,5
64,6
148,8
V. Финансы







Прибыль для целей налогообложения (налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль)
тыс. руб.
57 014 100
57 869 300
59 779 000
61 871 300
64 346 100
112,9
VI. Труд







Среднесписочная численность работников организаций, всего
человек
154 078
153 301
153 391
152 691
152 955
99,3
Фонд начисленной заработной платы работников организаций, всего
млн руб.
93 463,7
102 290,2
110 420,1
118 370,3
125 878,3
134,7
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, всего
руб.
50 550,0
55 604,3
59 988,4
64 602,3
68 581,3
135,7
VII. Потребительский рынок







Оборот розничной торговли (в действующих ценах)
млн руб.
158 525,0
166 593,5
178 884,1
191 110,3
205 135,8
129,4
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
92,5
100,9
101,8
102,4
102,9

Оборот общественного питания (в действующих ценах)
млн руб.
4 326,9
5 100,9
5 593,1
6 065,4
6 762,9
156,3
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
100,3
111,5
103,9
104,0
106,9


Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов прилагается.

Заместитель руководителя департамента
экономического развития - начальник
управления экономического
развития и инвестиций
Т.С.СЕРГЕЕВА





Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития городского округа
"Город Белгород" на 2024 год
и плановый период 2025 - 2026 годов

Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития городского
округа "Город Белгород" на 2024 год и плановый
период 2025 - 2026 годов

Прогноз социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом предлагаемых Министерством экономического развития Российской Федерации дефляторов роста цен и сценарных условий развития Российской Федерации в 2024 - 2026 годах, на основе данных, представленных структурными подразделениями администрации города Белгорода, в рамках закрепленных за ними компетенций, за 2021 - 2022 годы, а также комплексного анализа по видам экономической деятельности с отражением прогноза развития городского округа "Город Белгород" на период с 2022 года по 2026 год по базовому варианту прогноза, характеризующемуся развитием экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.

1. Демография

Численность населения на 1 января 2023 года составила 333931 человек, по сравнению с численностью на 1 января 2022 года снизилась на 6637 человек.
По оценке 2023 года рождаемость прогнозируется меньше уровня 2022 года, так, за январь - май 2023 года родившихся на 50 человек меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года. В то же время прогнозируется увеличение коэффициента рождаемости, который по оценке 2023 года составит 7,1 родившегося на 1000 человек населения, ввиду снижения общего уровня рождаемости на фоне снижения численности населения.
По оценке 2023 года прогнозируется снижение смертности вследствие уменьшения числа умерших за январь - май 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022 года (умерших меньше на 285 человек). В то же время прогнозируется увеличение коэффициента смертности на фоне общего снижения численности населения, который по оценке 2023 года составит 13,0 умершего на 1000 человек населения.
Вследствие сложившейся в январе - мае 2023 года динамики рождаемости и смертности естественная убыль населения составила 787 человек. Коэффициент естественной убыли населения составил 5,7 на 1000 человек населения.
За январь - май 2023 года миграционная убыль составила 1028 человек. В город прибыло 4614 человек, выбыло 5642 человека.
Среднегодовая численность населения оценочно в 2023 году составит 332,5 тыс. человек, или 98,6% по отношению к 2022 году.

2. Промышленное производство

За 2022 год крупными и средними промышленными предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 135569,6 млн рублей, что в действующих ценах на 14,8% выше уровня 2021 года. По оценке 2023 года значение данного показателя составит 151766,4 млн рублей. На период 2024 - 2026 годов прогнозируется рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг до 182416,7 млн рублей, что составляет в действующих ценах 134,6% по отношению к 2022 году.
По предприятиям, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых, показатель отгрузки промышленной продукции в 2023 году оценочно составит 149,8 млн рублей. На период 2024 - 2026 годов прогнозируется рост данного показателя до уровня 177,1 млн рублей (138,4% по отношению к 2022 году).
Основная часть промышленной деятельности в городском округе "Город Белгород" сосредоточена на предприятиях обрабатывающих производств - металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, неметаллических минеральных продуктов, пищевых продуктов, обработка вторичного сырья.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств по оценке 2023 года составит 125785,3 млн рублей, или 113,5% к 2022 году (в действующих ценах). На период 2024 - 2026 годов прогнозируется рост данного показателя до уровня 151939,6 млн рублей, или 137,1% по отношению к 2022 году (в действующих ценах).
По оценке в 2023 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха составит 22569,7 млн рублей. На период 2024 - 2026 годов планируется рост данного показателя до уровня 26250,0 млн рублей, или 121,9% по отношению к 2022 году (в действующих ценах).
Показатель "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" по оценке 2023 года составит 3261,6 млн рублей, или 104,5% по отношению к 2022 году.
На период 2024 - 2026 годов планируется рост данного показателя до уровня 4050,0 млн рублей, или 129,7% по отношению к 2022 году (в действующих ценах).
Рост промышленного производства в прогнозируемом периоде будет обеспечиваться за счет развития основных отраслей, входящих в его структуру, таких как производство лекарственных средств, применяемых в медицинских целях; производство химических веществ и химических продуктов; производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. Развитие будет обеспечено за счет реализации новых проектов по модернизации и расширению производства.
Проблемы, негативно влияющие на деятельность предприятий промышленного комплекса, - это санкционные ограничения, введенные иностранными государствами, снижение импорта и экспорта, сокращение объемов производства, повышение цен на сырье, строительные материалы, перевозки, энергоносители.
Основными направлениями промышленной политики в прогнозируемом периоде по-прежнему остаются расширение рынков сбыта промышленной продукции, развитие экспортного потенциала, выпуск конкурентоспособной продукции, внедрение новых технологий производства, создание новых рабочих мест.

3. Инвестиции

Инвестиции играют одну из ключевых ролей в экономике городского округа, обеспечивая воспроизводство основных фондов и повышение конкурентного преимущества территории. Основными задачами инвестиционной деятельности являются увеличение валового муниципального продукта, создание новых рабочих мест, рост экономического потенциала.
По оценочным данным в 2023 году значение показателя "Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)" составит 73079,1 млн рублей, или 103,5% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2022 годом.
Возможности роста данного показателя в прогнозируемом периоде 2024 - 2026 годов связываются с развитием направления по импортозамещению в самых разных отраслях промышленности. В среднесрочном периоде будет продолжена реализация проектов по модернизации производств, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и эффективности производственных процессов.
На период 2024 - 2026 годов планируется рост данного показателя до уровня 93074,9 млн рублей, или 139,5% по отношению к 2022 году (в действующих ценах).

4. Строительство

Значение показателя "Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" по итогам 2022 года составил 36781,5 млн рублей, или 109,0% по отношению к 2021 году (в сопоставимых ценах). По оценке 2023 года значение данного показателя составит 39629,0 млн рублей, или 103,3% по отношению к 2022 году (в сопоставимых ценах). За период 2024 - 2026 годов планируется рост показателя до уровня 49660,6 млн рублей, или 135,0% по отношению к 2022 году в действующих ценах.
Развитие жилищного строительства осуществляется по направлениям многоквартирного строительства и индивидуального жилищного строительства в микрорайонах массовой застройки.
В 2022 году введено в эксплуатацию 104,4 тыс. кв. м жилья, что составило 78,2% к уровню ввода жилья в 2021 году (133,4 тыс. кв. м жилья). Из общего объема введенного жилья в 2022 году населением было построено 43,4 тыс. кв. м. По оценке 2023 года ввод жилья по городу составит 138,7 тыс. кв. м, в том числе населением - 35,0 тыс. кв. м.
Развитию жилищного строительства на территории города Белгорода способствует реализация следующих мероприятий:
- комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры по областным и городским программам;
- обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан;
- предоставление земельных участков застройщикам, в том числе через АО "Белгородская ипотечная корпорация" на льготных условиях;
- инженерное обустройство микрорайонов массовой застройки индивидуального жилищного строительства, в том числе земельных участков, выданных многодетным семьям.

5. Финансы

В основу расчета налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций на 2024 - 2026 годы приняты прогнозы, представленные предприятиями базовых видов экономической деятельности городского округа, динамика прогнозируемых объемов промышленного производства и другие основные показатели, оказывающие влияние на формирование финансового результата.
Прибыль для целей налогообложения в 2022 году составила 57014,1 млн рублей (91,4% по отношению к 2021 году). В 2023 году ожидается увеличение значения данного показателя до 57869,3 млн рублей.

6. Труд

Прогноз подготовлен на основе анализа статистических данных за предшествующий период, сведений отчетности хозяйствующих субъектов в ОСФР по Белгородской области, прогнозных значений показателей крупных и средних организаций города и с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Среднесписочная численность работников города (по полному кругу организаций) в 2022 году снизилась на 0,7% по сравнению с 2021 годом (с 155,1 тыс. человек до 154,1 тыс. человек соответственно). Учитывая текущие изменения на рынке труда, а также прогнозы, полученные от крупных и средних организаций города, ожидается, что в 2023 году продолжится снижение численности работников организаций города до 153,3 тыс. человек.
Фонд начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в 2022 году сложился в размере 93463,7 млн рублей (темп роста к 2021 году - 113,8%). Предполагается, что в прогнозируемый период рост показателя замедлится в среднем до 107,1% в год. В результате к 2026 году фонд начисленной заработной платы работников организаций достигнет уровня 125878,3 млн рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций города в 2022 году сложилась в размере 50550,0 рубля (темп роста к 2021 году - 114,5%). Учитывая прогнозируемую динамику среднесписочной численности работников и фонда начисленной заработной платы, предполагается, что в 2026 году среднемесячная заработная плата составит 68581,3 рубля (рост к 2022 году - 135,7%).

7. Потребительский рынок

В связи с экономической ситуацией, сложившейся в России за последние годы, на потребительском рынке города оборот розничной торговли имеет тенденцию к снижению, однако продолжает характеризоваться своей товарной насыщенностью и развитой сетью предприятий торговли.
В 2022 году розничный товарооборот составил 158525,0 млн рублей, или 92,5% по отношению к 2021 году в сопоставимых ценах.
Снижение розничного товарооборота на 7,5% обусловлено геополитической ситуацией, экономическими санкциями и инфляционными процессами. На снижение оборота розничной торговли оказали значительное влияние процессы, связанные с оттоком населения из города и переориентацией покупательского спроса с товаров длительного пользования (автомобили, мебель, бытовая техника и др.) на необходимые товары.
В 2023 году прогноз розничного товарооборота составит 166593,5 млн рублей, или 100,9% в сопоставимых ценах к 2022 году.
В 2024 - 2026 годах ожидается положительная динамика роста розничного товарооборота, к 2026 году прогнозируется, что оборот розничной торговли составит 205135,8 млн рублей, или 129,4% по отношению к 2022 году в действующих ценах. Способствовать увеличению оборота розничной торговли будет активное развитие малых форматов торговли, в том числе нестационарной и мобильной торговли.
В среднесрочный период на развитие экономики города окажет положительное влияние увеличение реальных располагаемых доходов населения, восстановление логистических цепочек товародвижения, а также развитие малоформатной и нестационарной торговли.
Развитие современной торговой инфраструктуры, увеличение общего количества торговых площадей, уровня доступности товаров для населения, совершенствование традиционных форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, выставочной деятельности будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка города Белгорода и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.
Рынок общественного питания остается индикатором поведения населения, поскольку еда считается жизненно важной необходимостью. Оборот общественного питания составил в 2022 году 4326,9 млн рублей, или 100,3% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. В 2023 году прогнозируется рост оборота общественного питания на уровне 5100,9 млн рублей, или 111,5% (в сопоставимых ценах) к уровню прошлого года.
За период с 2022 по 2026 годы оборот общественного питания в действующих ценах по прогнозу увеличится до 6762,9 млн рублей, или 156,3% по отношению к 2022 году.
Увеличение оборота общественного питания планируется за счет открытия новых объектов общественного питания и увеличения спроса населения на формат питания "на вынос".
В рамках задач на предстоящий период до 2026 года в сфере потребительского рынка остаются качественное улучшение работы отрасли, обеспечение доступности услуг торговли и общественного питания для всего населения, увеличение объемов продаж и расширение ассортимента реализуемой продукции местных товаропроизводителей, внедрение современных форм и инновационных составляющих в сфере торговли и услуг.

Заместитель руководителя департамента
экономического развития - начальник
управления экономического
развития и инвестиций
Т.С.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------