Типы документов



Приказ министерства образования Белгородской обл. от 31.10.2023 N 3306 "Об утверждении Порядка проверки итогового сочинения на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 31 октября 2023 г. в„– 3306

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
(ИЗЛОЖЕНИЯ) НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

На основании пункта 21 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 233/552, руководствуясь методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году, направленными письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 сентября 2023 года в„– 04-303, в целях обеспечения объективности проверки работ участников итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году приказываю:

1. Утвердить:
1.1. Порядок проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году (приложение 1).
1.2. Порядок повторной проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году (приложение 2).

2. Областному государственному бюджетному учреждению "Белгородский региональный центр оценки качества образования" (далее - ОГБУ "БелРЦОКО") (Чаусова Т.В.):
2.1. Обеспечить организационное и технологическое сопровождение проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году.
2.2. Организовать видеонаблюдение в аудиториях мест работы региональной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в период работы региональной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году.
2.3. Обеспечить ответственное хранение видеозаписей проверки итогового сочинения (изложения) в течение шести месяцев со дня завершения проверки.
2.4. Назначить сотрудников, ответственных за взаимодействие с региональной комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) в период проверки итогового сочинения (изложения) (далее - ответственные сотрудники).
2.5. Обеспечить соблюдение конфиденциальности в процессе проверки итогового сочинения (изложения).

3. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, руководителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:
3.1. Ознакомить под подпись участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) с Порядком повторной проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году, утвержденным настоящим приказом, не позднее чем за семь дней до начала проведения итогового сочинения (изложения).
3.2. Ознакомить под подпись экспертов, входящих в состав региональной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения), с Порядком проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году, Порядком повторной проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году, утвержденными настоящим приказом, не позднее чем за семь дней до начала проведения итогового сочинения (изложения).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника департамента образовательной политики министерства образования Белгородской области Клименченко Е.Н.

Заместитель Губернатора
Белгородской области -
министр образования
Белгородской области
А.В.МИЛЕХИН





Приложение 1
к приказу
министерства образования
Белгородской области
от 31 октября 2023 года в„– 3306

ПОРЯДОК
ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) НА ТЕРРИТОРИИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

1. Организация проверки итогового сочинения (изложения)

Проверка итогового сочинения (изложения) осуществляется региональной комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) (далее - комиссия по проверке).
Министерством образования Белгородской области определяется аудиторный фонд для работы комиссии по проверке, график и место работы комиссии по проверке.
В целях организации и осуществления качественной проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) определяются следующие категории лиц, входящие в состав комиссии по проверке:
- председатель;
- заместитель председателя;
- эксперты комиссии, участвующие в проверке итогового сочинения (изложения).
Сотрудники ОГБУ "БелРЦОКО", ответственные за взаимодействие с комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) (далее - ответственные сотрудники), передают председателю до начала работы комиссии по проверке:
- обезличенные копии бланков записи (дополнительные бланки записи) на проверку (по акту приема-передачи);
- оригиналы бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертами комиссии по проверке (по акту приема-передачи);
- критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
- бланки протоколов проверки итогового сочинения (изложения);
- темы сочинений (тексты для изложений).
Ответственные сотрудники совместно с председателем распределяют копии бланков записи, исключая возможность проверки экспертом итогового сочинения (изложения) из муниципального образования, направившего данного эксперта на проверку.
Перед началом работы председатель должен:
- провести инструктаж в соответствии с критериями оценивания итогового сочинения (изложения), методическими рекомендациями для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), правилами заполнения бланков итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году, в том числе под подпись проинформировать экспертов комиссии по проверке о Порядке проверки итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2023/24 учебном году;
- распределить экспертов по аудиториям;
- в каждой аудитории назначить ответственного организатора;
- обеспечить отсутствие в аудиториях посторонних лиц;
- выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания итогового сочинения (изложения), бланки протоколов проверки итогового сочинения (изложения), темы сочинений (тексты для изложений);
- обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину во время работы комиссии по проверке;
- назначить экспертов, ответственных за перенос результатов проверки из протоколов проверки итогового сочинения (изложения) в итоговый протокол проверки итогового сочинения (изложения) в электронном виде.
Председатель выдает ответственному организатору из каждой аудитории комплект критериев оценивания итогового сочинения (изложения), темы сочинений (тексты для изложений), бланки протоколов проверки итогового сочинения (изложения) на каждого эксперта, находящегося в аудитории.
Ответственный организатор получает у председателя обезличенные копии бланков записи (дополнительных бланков записи) итогового сочинения (изложения) для проверки экспертами, находящимися в его аудитории. После проверки обезличенные копии бланков записи (дополнительных бланков записи) итогового сочинения (изложения), бланки протоколов проверки итогового сочинения (изложения) ответственный организатор возвращает председателю. Ответственный организатор обеспечивает рабочую атмосферу и дисциплину в аудитории во время работы комиссии по проверке.
Каждое итоговое сочинение (изложение) проверяется двумя экспертами по установленным требованиям и критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором (приложение к настоящему Порядку).
Результаты проверки итогового сочинения (изложения) и оценка ("зачет"/"незачет") вносятся экспертом в отдельные протоколы проверки (протокол проверки итоговых сочинений, протокол проверки итоговых изложений).
Эксперты, ответственные за перенос результатов проверки, переносят результаты проверки из протоколов проверки итогового сочинения (изложения) в итоговый протокол проверки итогового сочинения (изложения) в электронном виде.
Ответственные сотрудники осуществляют сверку итоговых протоколов проверки, сформированных по результатам двойной проверки каждого итогового сочинения (изложения). В результате сверки итоговых протоколов проверки ответственные сотрудники предоставляют председателю информацию о расхождении в оценивании.
Перепроверку итоговых сочинений (изложений) с выявленными расхождениями в оценивании осуществляет председатель и заместитель председателя.
В оригиналы бланков регистрации вносятся окончательные результаты оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами, ответственными за перенос результатов.
По завершении работы комиссии по проверке председатель передает ответственным сотрудниками:
- проверенные обезличенные копии бланков записи (дополнительные бланки записи);
- оригиналы бланков регистрации с внесенными результатами проверки;
- критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
- заполненные протоколы проверки итогового сочинения (изложения);
- испорченные протоколы проверки итогового сочинения (изложения).

2. Правила для экспертов

Во время проверки итогового сочинения (изложения) эксперты обязаны:
- по указанию председателя занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
- получить комплекты для проверки (копии бланков записи (дополнительных бланков записи)) итогового сочинения (изложения);
- получить комплект критериев оценивания итогового сочинения (изложения);
- получить темы сочинений (тексты для изложений);
- получить бланки протоколов проверки итоговых сочинений (изложений);
- внести в отдельные протоколы проверки (протокол проверки итоговых сочинений, протокол проверки итоговых изложений) результаты проверки;
- соблюдать дисциплину во время работы.
Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, коммуникаторами, планшетами и другими техническими средствами);
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у ответственного организатора, председателя или заместителя председателя;
- по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части;
- разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в работах участников итогового сочинения (изложения).
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к ответственному организатору/председателю, который решает их в рамках своей компетенции.
В случае установления факта нарушения членом комиссии по проверке правил для экспертов, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса члена комиссии по проверке в личных целях он исключается из состава комиссии по проверке.





Приложение
к Порядку проверки итогового сочинения
(изложения) на территории Белгородской
области в 2023/24 учебном году

Установленные требования и критерии
оценивания итогового сочинения

Требование в„– 1 "Объем итогового сочинения" <1>
--------------------------------
<1> При подсчете слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "все-таки" - одно слово, "все же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю.Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова).

Рекомендуемое количество слов - от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования в„– 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию в„– 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения" и критериям оценивания).
Требование в„– 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения"
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования в„– 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. "Соответствие теме".
2. "Аргументация. Привлечение литературного материала".
3. "Композиция и логика рассуждения".
4. "Качество письменной речи".
5. "Грамотность".
Критерии в„– 1 и в„– 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям в„– 1 и в„– 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" по одному из других критериев.
Критерий в„– 1 "Соответствие теме"
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
"Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала"
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
"Незачет" ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 3 "Композиция и логика рассуждения"
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 4 "Качество письменной речи"
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 5 "Грамотность" <2>
--------------------------------
<2> Итоговое сочинение для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового сочинения" и "Самостоятельность написания итогового сочинения".
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям в„– 1 и в„– 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев в„– 3 или в„– 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию в„– 5 не проверяется.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
"Незачет" ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных <3>.
--------------------------------
<3> На оценку сочинения по Критерию в„– 5 распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках. При подсчете ошибок негрубые ошибки не учитываются.

Установленные требования и критерии
оценивания итогового изложения

Требование в„– 1 "Объем итогового изложения" <4>
--------------------------------
<4> При подсчете слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "все-таки" - одно слово, "все же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю.Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова)

Рекомендуемое количество слов - 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования в„– 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию в„– 2 "Самостоятельность написания итогового изложения" и критериям оценивания).
Требование в„– 2 "Самостоятельность написания итогового изложения"
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.)
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования в„– 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. "Содержание изложения".
2. "Логичность изложения".
3. "Использование элементов стиля исходного текста".
4. "Качество письменной речи".
5. "Грамотность".
Критерии в„– 1 и в„– 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое изложение необходимо получить "зачет" по критериям в„– 1 и в„– 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" по одному из других критериев.
Критерий в„– 1 "Содержание изложения"
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста. "Незачет" ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 2 "Логичность изложения". Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 3 "Использование элементов стиля исходного текста". Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
"Незачет" ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 4 "Качество письменной речи"
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий в„– 5 "Грамотность" <5>
--------------------------------
<5> Итоговое изложение для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового изложения" и "Самостоятельность написания итогового изложения".
Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое изложение необходимо получить "зачет" по критериям в„– 1 и в„– 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев в„– 3 или в„– 4. Итоговое изложение в устной форме по критерию в„– 5 не проверяется

Проверяется грамотность участника.
"Незачет" ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. <6>
--------------------------------
<6> На оценку изложения по критерию в„– 5 распространяется положение о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках. При подсчете ошибок негрубые ошибки не учитываются. При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в "аграмматизмах", которые должны рассматриваться как однотипные ошибки





Приложение 2
к приказу
министерства образования
Белгородской области
от 31 октября 2023 года в„– 3306

ПОРЯДОК
ПОВТОРНОЙ ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку (приложение к настоящему Порядку) сданного им итогового сочинения (изложения).
Заявление на повторную проверку итогового сочинения (изложения) обучающийся подает в образовательную организацию, в которой осваивает образовательные программы среднего общего образования, в течение одного рабочего дня с момента ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).
Образовательная организация незамедлительно передает полученное заявление ответственному за проведение итогового сочинения (изложения) на территории муниципального образования для дальнейшей передачи в ОГБУ "БелРЦОКО" по защищенным каналам связи для организации повторной проверки итогового сочинения (изложения).
Повторная проверка итогового сочинения (изложения) осуществляется председателем (заместителем председателя) комиссии по проверке работ итогового сочинения (изложения) в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления в ОГБУ "БелРЦОКО". Результаты повторной проверки итоговых сочинений (изложений) сообщаются в РЦОИ в день завершения повторной проверки.
Результаты повторной проверки итоговых сочинений (изложений) доводятся до сведения обучающихся не позднее чем через три рабочих дня после завершения повторной проверки.





Приложение
к Порядку повторной проверки итогового
сочинения (изложения) на территории
Белгородской области в 2023/24 учебном году

Форма заявления
на повторную проверку итогового сочинения (изложения)


Заместителю Губернатора Белгородской области - министру образования Белгородской области

___________________________
Ф.И.О. министра
заявление
я,























фамилия























имя























отчество
обучающийся _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
наименование ОО

прошу провести повторную проверку сданного мною итогового
сочинения

изложения


Подпись заявителя _________/___________________________
Ф.И.О.
"__" __________ 20__ г.
Контактный телефон

(


)

-

-





------------------------------------------------------------------