Типы документов



Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 10.04.2023 N 266-рп "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Белгородской области на период до 2036 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2023 г. в„– 266-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Белгородской области на среднесрочный и долгосрочный периоды, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 30 августа 2016 года в„– 326-пп:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Белгородской области на период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз) (прилагается).

2. Руководителям исполнительных органов области:
2.1. Принять меры по достижению целевых показателей долгосрочного прогноза.
2.2. Представлять в министерство экономического развития и промышленности Белгородской области информацию о ходе достижения целевых показателей долгосрочного прогноза по курируемым направлениям деятельности до 15 марта года, следующего за отчетным.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Белгородской области от 19 декабря 2016 года в„– 645-рп "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года".

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Белгородской области Гладского Д.Г.
О ходе исполнения распоряжения информировать ежегодно к 30 марта начиная с 2024 года.

Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ





Приложение

Утвержден
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 10 апреля 2023 г. в„– 266-рп

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

Прогноз социально-экономического развития Белгородской области на период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан исполнительными органами области совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов области, на основании итогов социально-экономического развития области за 2021 год и оценки 2022 года, с учетом намерений хозяйствующих субъектов и стратегических направлений развития области.
Социально-экономическая политика Правительства области в долгосрочной перспективе будет проводиться на основе целей, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положениях проекта Стратегии социально-экономического развития Белгородской области, Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года в„– 2765-р, прогнозе социально-экономического развития Белгородской области на 2023 год и на период до 2025 года, утвержденном распоряжением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2022 года в„– 1042-рп, на основе региональных составляющих национальных проектов, государственных программ области, а также приоритетов, определенных Губернатором области.
В контексте новой политической и социально-экономической реальности стратегической целью развития региона является укрепление обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики области, сохранение инвестиционной привлекательности, развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инновационной деятельности, развитие цифровой экономики, развитие инфраструктуры, повышение производительности труда, реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, формирование современной среды обитания и развития человеческого потенциала.
Приоритеты развития региона сосредоточены на сохранении и развитии экономического потенциала области и дальнейшей адаптации экономики в условиях внешнего давления.
Расчет основных показателей долгосрочного прогноза проведен на вариативной основе в составе двух вариантов - консервативного (вариант 1) и базового (вариант 2). Базовый вариант принят за основу при разработке прогноза социально-экономического развития области на период до 2036 года.

Раздел 1. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ ЗА 2022 ГОД

В 2022 году активная реализация Правительством Белгородской области мер, направленных на обеспечение устойчивости экономики и исполнение показателей национальных проектов, способствовала сохранению и положительной динамике основных макроэкономических показателей.
Объем валового регионального продукта области (далее - ВРП) по оценке в 2022 году составит в текущих основных ценах 1274,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года на 0,2 процента, ВРП на душу населения достигнет 837,6 тыс. рублей.
В 2022 году в связи с внешним санкционным давлением промышленность региона столкнулась с закрытием существующих рынков сбыта в странах, связанных с санкционными ограничениями, перенастройкой логистических цепочек, а также переходом на альтернативных поставщиков. Выполнение производственных программ предприятий, завершение крупных инвестиционных проектов, оказание федеральных и региональных мер поддержки позволили сохранить индекс промышленного производства в области за 2022 год на уровне 101,9 процента, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности составил более 1300 млрд рублей.
Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2022 году оценивается в объеме более 360 млрд рублей, рост в сопоставимых ценах - 101,8 процента к уровню 2021 года. На объемы выпуска продукции положительно повлияло увеличение урожайности и валового сбора зерновых и зернобобовых культур.
Внедрение инвестиционного стандарта 2.0 и предоставление государственных мер поддержки, направленных на реализацию новых инвестиционных проектов в 2022 году, позволяют оценить объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в сумме 175 млрд рублей. По оценке 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", оценивается в сумме 130,8 млрд рублей и 104,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года, сдано в эксплуатацию 840,6 тыс. кв. метров жилья. Оборот розничной торговли в 2022 году оценивается в объеме 433,8 млрд рублей и 94,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года, объем платных услуг - 102,9 млрд рублей или 101,4 процента в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по области по оценке за 2022 год превысит 46 тыс. рублей и увеличится по сравнению с уровнем 2021 года на 10,9 процента. В 2022 году в результате естественного и миграционного движения среднегодовая численность населения области оценивается 1521,8 тыс. человек.
В ходе разработки основных показателей долгосрочного прогноза социально-экономического развития учитывались прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации, а также проводимые Правительством Белгородской области мероприятия по укреплению обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики области, сохранению инвестиционной привлекательности, развитию малого и среднего бизнеса, цифровой экономики, развитию инфраструктуры, стимулированию инновационной деятельности, повышению производительности труда, реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, формированию современной среды обитания и развития человеческого потенциала.

Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Белгородской области на период до 2036 года

Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2021 год
2022 год
2025 год
2028 год
2031 год
2034 год
2036 год
вариант
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1. Демографические показатели













Численность населения (в среднегодовом исчислении)
тыс. человек
1536,60
1521,80
1466,20
1474,50
1431,90
1444,50
1406,70
1427,40
1387,20
1420,40
1377,20
1418,70
Численность населения (на 1 января)
тыс. человек
1541,30
1531,90
1472,90
1480,50
1436,60
1448,50
1410,50
1429,20
1390,00
1421,00
1379,30
1418,80
2. Валовой региональный продукт













Валовой региональный продукт
млрд рублей
1300,40 <1>
1274,60
1409,60
1518,70
1600,60
1780,10
1886,30
2131,80
2211,30
2549,50
2466,70
2865,20
Индекс физического объема валового регионального продукта (2021 и 2022 годы в % к предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 годы - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
103,30 <1>
100,20
103,10
105,00
108,90
112,30
115,90
121,00
123,50
130,70
128,90
137,70
3. Промышленное производство













Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
млрд рублей
1434,60
1360,3
1530,40
1576,00
1769,00
1882,8
2054,1
2244,00
2381,90
2620,70
2641,40
2919,10
Индекс промышленного производства (2021 и 2022 годы в % к предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 годы - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
104,40
101,90
108,80
109,80
118,70
120,60
130,50
133,50
143,40
148,00
153,40
159,00
4. Сельское хозяйство













Продукция сельского хозяйства
млрд рублей
343,00
364,80
408,70
410,70
460,10
465,10
522,60
531,00
595,40
606,70
649,50
663,10
Индекс производства продукции сельского хозяйства (2021 и 2022 годы в % к предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
97,60
101,80
104,40
104,90
107,50
108,70
111,80
113,60
116,50
118,80
119,80
122,30
5. Инвестиции













Инвестиции в
основной капитал
млрд рублей
168,80
175,00
210,50
220,40
267,60
284,50
342,20
368,00
439,20
471,50
521,30
557,40
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (2021 и 2022 годы в % к предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 годы - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
93,50
93,10
96,20
100,30
106,90
112,50
119,00
126,80
133,10
142,20
144,30
154,30
6. Строительство













Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"
млрд рублей
123,7
130,80
144,10
156,20
183,10
205,90
245,60
284,00
301,90
373,30
339,70
448,20
Темп роста (2021 и 2022 годы в % к. предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 годы - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
90,20
104,60
107,60
115,00
118,10
130,90
136,90
154,50
149,50
175,40
155,60
191,00
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв. м общей площади
1165,20
840,60
1000,00
1112,00
1309,00
1454,00
1460,00
1623,00
1460,00
1623,00
1460,00
1623,00
7. Торговля и услуги населению













Индекс потребительских цен на товары и услуги (на конец года)
% к декабрю предыдущего года
109,10
112,40
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
Индекс потребительских цен на товары и услуги
(в среднем за год)
% г/г
106,90
113,90
103,90
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
104,00
Оборот розничной торговли
млрд рублей
398,20
433,8
546,30
575,50
665,70
725,30
825,40
925,70
1041,40
1202,10
1227,60
1444,40
Темп роста (2021 и 2022 годы в % к предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 годы - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
100,80
94,60
98,90
101,80
107,20
112,70
118,40
127,20
132,50
146,00
144,40
161,50
Объем платных услуг населению
млрд рублей
96,10
102,90
125,60
126,10
155,30
155,80
193,10
193,60
240,10
240,60
278,30
279,00
Темп роста (2021 и 2022 годы в % к предыдущему году, 2025, 2028, 2031, 2034 и 2036 годы - в % к 2021 году)
% в сопоставимых ценах
106,30
101,40
106,90
109,40
115,30
120,60
125,60
134,10
138,10
150,40
147,80
163,20
8. Денежные доходы населения













Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения
руб./мес.
9720,00
11692,00
13347,00
13347,00
15014,00
15014,00
16888,00
16888,00
18997,00
18997,00
20547,00
20547,00
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения
%
7,00
6,50
5,70
5,60
5,00
4,90
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
9. Труд и занятость













Среднегодовая численность занятых в экономике, всего
тыс. человек
761,48
756,95
759,50
761,50
762,50
763,00
764,10
764,60
765,60
766,10
766,60
767,00
Среднесписочная численность работников организаций
тыс. человек
464,79
459,67
457,00
457,20
458,20
458,60
459,40
460,10
460,70
461,60
461,50
462,60
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)
тыс. человек
4,30
4,55
4,54
4,51
4,52
4,51
4,52
4,51
4,21
4,15
4,17
4,15
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)
%
0,51
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций
рублей
41774,70
46322,00
56330,00
57570,00
68365,00
71297,00
83515,00
88622,00
102001,00
110576,00
116576,00
128225,00
Фонд заработной платы работников организаций
млрд рублей
233,00
255,50
308,90
315,90
375,90
392,40
460,40
489,30
563,90
612,50
645,60
711,80

--------------------------------
<1> Оценка.

Раздел 2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

Реализация Правительством Белгородской области мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики, исполнение показателей национальных проектов, реализацию утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 26 июля 2021 года в„– 285-пп Комплексного плана мероприятий, направленных на увеличение объема валового регионального продукта Белгородской области в 2 раза, осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности системообразующих организаций, осуществление мониторинга предоставления федеральных и региональных мер поддержки субъектам предпринимательства и населению позволяют прогнозировать объем валового регионального продукта области в 2036 году в текущих основных ценах по первому варианту 2466,7 млрд рублей, по второму варианту - 2865,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года на 28,9 процента и 37,7 процента соответственно. Основной объем валового регионального продукта области в прогнозируемом периоде будут обеспечивать организации, осуществляющие деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспортировке и хранении, социальной сфере.

2.1. Демография

В долгосрочном периоде траекторию демографического развития будут определять экономические и эпидемиологические факторы. Преодоление последствий сложившейся демографической ситуации потребует определенных решений и усилий по ее улучшению со стороны органов государственного управления. Государственная политика Белгородской области в сфере демографии направлена на повышение уровня жизни граждан, благополучия семьи в социальном, экономическом смыслах, доступа к качественной медицине, уверенности в завтрашнем дне.
В связи с приграничным положением большей части территорий Белгородской области граждане покидают регион и выезжают в другие субъекты Российской Федерации. Кроме того, наблюдается миграционная убыль в результате обмена населением с субъектами Российской Федерации. В условиях сформировавшихся тенденций естественного и миграционного движения в 2036 году численность населения области по прогнозу составит по первому варианту 1377,2 тыс. человек, по второму варианту - 1418,7 тыс. человек.

2.2. Промышленное производство

В структуре экономики области промышленный комплекс занимает 36,9 процента. В долгосрочном периоде в промышленности деятельность Правительства Белгородской области будет направлена на создание новых современных конкурентоспособных производств, промышленных кластеров и инновационных производственных технологий, рост производительности труда, увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, подготовку квалифицированных рабочих кадров, сохранение и дальнейшее развитие достигнутых предприятиями позиций на внешнем и внутреннем рынках.
На предприятиях горно-металлургического комплекса в долгосрочном периоде планируется рост локализаций технологических сервисов, производства и разработок, модернизация и техническое перевооружение производств, совершенствование действующих и внедрение новых технологий добычи и обогащения железной руды. Ведущие организации данного направления: АО "Лебединский ГОК", АО "Стойленский ГОК" - осуществляют добычу железных руд открытым способом; АО "Комбинат КМАруда" и ООО "Яковлевский ГОК" - подземным способом; АО "ОЭМК им. А.А.Угарова" осуществляют производство сортового горячекатаного проката и катанки.
Развитию промышленного производства способствует реализация национального проекта "Производительность труда". По итогам 2022 года целевые показатели национального проекта превысили плановые значения. Белгородская область входит в 12 регионов-лидеров национального проекта.
В области сформирован высокотехнологичный биофармацевтический кластер. Компаниями кластера созданы современные производства ряда жизненно важных и социально значимых лекарственных препаратов по стандартам GMP: филиалом АО "Верофарм" в г. Белгороде, ООО "ПИК-ФАРМА ЛЕК", ООО "Эдвансд Фарма", ООО "Полисинтез", ООО "НПФ ВИК", а также производства инновационных импортозамещающих композитов для стоматологии АО "ОЭЗ ВладМиВа" и ООО "Технодент".
Для обеспечения надежности энергоснабжения организаций области, удовлетворения растущей потребности в энергоносителях, обусловленной вводом промышленных и сельскохозяйственных производств, новых социальных объектов и индивидуальным жилищным строительством, продолжается реализация инвестиционных программ предприятий топливно-энергетического комплекса. К наиболее крупным организациям, определяющим развитие топливно-энергетического комплекса региона, относятся: филиал ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация", филиал ПАО "Россети Центр" - ОАО "Белгородэнерго", АО "Белгородэнергосбыт", ОАО "Теплоэнерго" г. Старый Оскол, ООО "Газпром Межрегионгаз Белгород", АО "Газпром газораспределение Белгород".
Деятельность организаций пищевой промышленности направлена на модернизацию, реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения переработки возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции, улучшение качества и расширение ассортимента продукции, что будет способствовать снижению зависимости от импортного производства.
Дальнейшее развитие промышленности региона сосредоточено на обеспечении стабильного функционирования региональных организаций, в том числе за счет оказания комплекса мер государственной поддержки, создания регионального инжинирингового центра совместно с организациями области, который позволит оперативно решить вопрос по обеспечению технологического суверенитета области, создания 3 промышленных кластеров - машиностроительного, химико-биофармацевтического, кластера биотехнологий и ингредиентов для индустрии питания.
В долгосрочном периоде конкурентоспособность экономики области будет наращиваться за счет технологической кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций горно-металлургического комплекса, что обеспечит рост локализации технологических сервисов, производства и разработок в горно-металлургическом комплексе, а также увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принимаемые меры дают возможность прогнозировать в 2036 году объем отгруженной продукции по промышленным видам экономической деятельности в сумме по первому варианту 2641,4 млрд рублей, по второму варианту - 2919,1 млрд рублей, что в действующих ценах в 1,8 раза и в 2 раза выше уровня 2021 года соответственно. Рост промышленного производства в 2036 году в сопоставимых ценах к уровню 2021 года составит по первому варианту в 1,5 раза, по второму варианту - в 1,6 раза. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства по-прежнему будут занимать предприятия обрабатывающих производств, в том числе по производству пищевых продуктов, металлургическому производству, производству готовых металлических изделий, производству прочей неметаллической минеральной продукции. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция опережающего роста выпуска продукции организациями обрабатывающих производств.

2.3. Сельское хозяйство

В целях развития сельскохозяйственного производства в долгосрочном периоде особое внимание будет уделяться формированию цифровой технологической основы для устойчивого развития сельского хозяйства в регионе, увеличению объема экспорта продукции агропромышленного комплекса, а также реализации мероприятий государственной программы области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года в„– 439-пп, направленных на насыщение внутреннего рынка качественными и доступными для населения продуктами питания, создание эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
В настоящее время в Белгородской области создан один из наиболее развитых и успешно действующих агропромышленных комплексов России. Ведущие организации данного направления: ООО "Гринхаус", ООО "Тепличный комплекс "Белогорье", ООО СХП "Теплицы Белогорья", ЗАО "Племзавод Разуменский", ООО "Агрофирма Металлург". В долгосрочной перспективе планируется увеличение мощности электроснабжения крупных инвестиционных проектов (тепличных комплексов): технологическое присоединение энергопринимающих устройств инвестиционного проекта "ООО "Тепличный Комплекс Белогорья" с максимальной мощностью 70 МВт, технологическое присоединение энергопринимающих устройств инвестиционного проекта "Тепличный комплекс ООО "Гринхаус" с максимальной мощностью 88 МВт к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС".
Основной вклад в развитие экспортного потенциала агропромышленного комплекса региона вносят крупные организации, занимающие ведущие позиции в формировании областного рынка продовольствия в своих товарных сегментах и реализующие инвестиционные проекты во всех отраслях сельского хозяйства, а также предприятия пищевой промышленности.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса региона будет направлено на производство продуктов питания, отвечающих самым высоким стандартам экологичности и безопасности, с улучшенными потребительскими свойствами, имеющих высокую конкурентоспособность на международных рынках.
Планируется расширять наукоемкие, инновационные направления: совершенствовать семеноводство сои для увеличения отечественного производства и поставок семян и шрота сои, создавать отечественные кормовые добавки и ветеринарные препараты, востребованные не только в нашей стране. Выведение новых высокопродуктивных пород животных и кроссов птиц для наращивания объемов производства экспортной мясной продукции - еще одна важнейшая инновационная задача будущего.
В результате принимаемых мер по развитию агропромышленного комплекса области выпуск продукции сельского хозяйства прогнозируется в 2036 году по первому варианту в объеме 649,5 млрд рублей, по второму варианту - 663,1 млрд рублей, или 119,8 процента и 122,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года соответственно.

2.4. Инвестиции

Одной из первоочередных задач для повышения регионального экономического роста является улучшение делового климата и активное привлечение инвестиций.
Правительство Белгородской области ежегодно уделяет особое внимание мероприятиям по созданию экономических и совершенствованию организационных условий для ведения бизнеса, формированию инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защите прав инвесторов, что способствует реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.
В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию области и обеспечения стабильных условий реализации инвестиционных проектов в прогнозируемом периоде предусмотрено выстраивание новой инвестиционной политики по следующим приоритетным направлениям:
- расширение комплекса мер поддержки для различных групп и типов предприятий, направленных на реализацию проектов по диверсификации продукции, выход на новые рыночные ниши, формирование новых промышленных кластеров;
- реализация механизма полного цикла сопровождения инвестиционных проектов;
- расширение отраслевых направлений привлечения инвестиций, в том числе в агробиотехнологии в индустрии питания, химическую промышленность, утилизацию твердых коммунальных отходов, энергетику и индустрию газомоторного топлива;
- обновление форматов и направлений подготовки системы образования, учитывающей актуальный запрос на кадры предприятий и обеспечивающей индустрию специалистами по перспективным профессиям в долгосрочном периоде;
- развитие производственно-технологической инфраструктуры области и создание благоприятных условий, обеспечивающих привлечение резидентов на территорию индустриальных (промышленных) парков и территории опережающего развития;
- привлечение инвестиций в городскую среду и институты развития для привлечения человеческого капитала и локализации технологических компаний.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий позволит по прогнозным расчетам в 2036 году достичь объема инвестиций в основной капитал в сумме по первому варианту 521,3 млрд рублей, по второму варианту - 557,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года в 1,4 раза и в 1,5 раза соответственно.

2.5. Научно-образовательный центр

В рамках реализации национального проекта "Наука и университеты" на территории региона осуществляет деятельность научно-образовательный центр мирового уровня "Инновационные решения в АПК" (далее - НОЦ). В настоящее время в число участников НОЦ входят 82 организации, реализующие 50 научно-технологических проектов, которые решают задачи, прежде всего, в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Портфель технологических проектов НОЦ увеличился с 43 до 52 проектов, которые реализуются в рамках пяти научно-производственных платформ - научных направлений.
Дальнейшее развитие инновационной деятельности и обеспечение индустрий доступными передовыми технологиями планируется с участием лидирующих научных школ и академического сообщества, объединенных в рамках НОЦ, в партнерстве с ведущими предприятиями области. Для обеспечения устойчивости промышленности региона с учетом актуальных вызовов планируется расширение специализации НОЦ, запуск новых кооперационных проектов, а также выстраивание партнерства с научно-образовательными организациями новых регионов Российской Федерации.

2.6. Цифровизация

Реализация национального проекта "Цифровая экономика" позволит вывести на новый конкурентный уровень и преобразовать приоритетные отрасли экономики и социальной сферы посредством внедрения сквозных цифровых технологий и платформенных решений.
В долгосрочной перспективе информационно-коммуникационные технологии будут выступать одним из ключевых драйверов перехода к управлению, основанному на комплексном моделировании событий и явлений. Их развитие будет способствовать повышению качества жизни населения, эффективности ведения бизнеса и государственного управления, возникновению новых форм получения образования, коммуникации и социализации людей.
В долгосрочном периоде продолжится работа по созданию современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, трансформации государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, а также организации электронного межведомственного взаимодействия, что позволит региону к 2036 году достичь 100 процентов "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы.

2.7. Строительство

Особое внимание по-прежнему будет уделяться жилищному строительству. В соответствии с национальным проектом "Жилье и городская среда" предполагается реализация комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий.
На территории области продолжится реализация мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, улучшение качества дорог и жилья, благоустройство населенных пунктов и общественных зон. Продолжится внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской, транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурах, что позволит создать комфортную и безопасную среду, повысить качество управления городскими ресурсами.
В целях благоустройства населенных пунктов и микрорайонов массовой жилой застройки, развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания населенных пунктов области продолжится реализация мероприятий национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог и государственной программы области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года в„– 440-пп.
В результате объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2036 году просчитывается в сумме по первому варианту - 339,7 млрд рублей, по второму варианту - 448,2 млрд рублей с ростом в 1,6 раза и 1,9 раза в сопоставимых ценах к уровню 2021 года соответственно.

2.8. Торговля и услуги населению

Развитие современной торговой инфраструктуры, увеличение общего количества торговых площадей, уровня доступности товаров для населения, в том числе в сельской местности, совершенствование традиционных форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, выставочная деятельность, внедрение информационных технологий и в дальнейшем будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка области и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей. В целях создания благоприятных условий для развития торговой деятельности, повышения качества предоставляемых услуг продолжится реализация мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 31 января 2022 года в„– 31-пп "Об утверждении программы "Развитие потребительского рынка Белгородской области до 2030 года".
В результате по прогнозным расчетам в 2036 году оборот розничной торговли достигнет по первому варианту 1227,6 млрд рублей, по второму - 1444,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года в 1,4 раза и 1,6 раза соответственно.
Роль рынка услуг в социально-экономическом механизме общества возрастает. Продолжится расширение спектра и увеличение объема платных услуг, повышение их качества и доступности для всех групп населения. По прогнозу объем платных услуг населению в 2036 году достигнет по первому варианту 278,3 млрд рублей, по второму варианту - 279 млрд рублей, что выше уровня 2021 года в 1,5 раза и 1,6 раза в сопоставимых ценах соответственно.

2.9. Малое и среднее предпринимательство

Одним из приоритетных направлений является развитие малого и среднего предпринимательства.
В целях стимулирования предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики, улучшения предпринимательского климата, повышения его конкурентоспособности и обеспечения занятости населения региона в долгосрочном периоде Правительством Белгородской области будет продолжена государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
Стратегическим проектом развития, реализуемым в рамках Программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, является пилотный проект "Новые возможности", направленный на создание новых видов бизнеса в регионе посредством реализации образовательных программ, специализированных мер поддержки. По итогам первого набора в регионе было открыто более 400 новых видов бизнеса.
Реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и Программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе обеспечат рост числа занятых в данном секторе, сервисный и цифровой подход к получению государственных услуг и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также широкий спектр услуг для экспортно ориентированных субъектов бизнеса.

2.10. Экология

В долгосрочном периоде экологическая повестка региона будет направлена на воспроизводство окружающей среды путем разработки и реализации комплекса экономических, экологических, технологических, организационных и других мероприятий по поддержанию среды жизнедеятельности человека, животного и растительного мира в пределах благоприятных условий для существования человека и его социально-экономического развития.
В рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" реализация мероприятий национального проекта "Экология" обеспечит достижение высоких стандартов экологической безопасности и благополучия региона, одной из основных задач реализации которого является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления.
В долгосрочном периоде запланировано проведение мероприятий по экологическому оздоровлению водных объектов, биологизации земледелия и расширению новых насаждений.
На территории г. Белгорода продолжится реализация проекта инжиниринга зеленой инфраструктуры города на основе урбобиоценоза.
Использование цифровых и новых технологических решений станет приоритетом в формировании комфортной среды проживания. Продолжится внедрение практики применения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий и материалов.
В целях снижения выбросов в окружающую среду в регионе продолжится реализация проектов по переводу автомобилей на использование компримированного природного газа и закупке городского электрического транспорта.
Развитие экономики направлено на достижение стратегической цели - сохранение и развитие человеческого капитала, повышение качества жизни и здоровьесбережение населения.

2.11. Развитие социальной сферы

В рамках достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" продолжится реализация национального проекта "Образование", предусматривающего решение вопросов качества образования, воспитания личности ребенка, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей, профессиональную ориентацию обучающихся.
Продолжится реализация мероприятий по формированию солидарного общества, укреплению духовно-нравственных и культурных ценностей в рамках национального проекта "Культура", поддержке талантливых людей, модернизации объектов социальной инфраструктуры, обеспечению доступности сферы культуры и формированию информационного пространства в сфере культуры.
Приоритетными направлениями развития здравоохранения региона в рамках реализации мероприятий национального проекта "Здравоохранение" остаются повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, высокотехнологичной медицины, развитие детского здравоохранения, создание единого цифрового контура в здравоохранении, развитие телемедицины, экспорта медицинских услуг, поддержка семей при рождении детей, разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни. Запланированные мероприятия будут способствовать улучшению состояния здоровья жителей области.

2.12. Труд и занятость

Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие предприятий, реконструкция и технологическое обновление их производственных мощностей, выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизация предпринимательства в селах позволят сохранить стабильной ситуацию на рынке труда. Продолжится реализация государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года в„– 527-пп.
Повышению профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы, гибкости в управлении трудовыми ресурсами, а также снижению издержек на рынке труда будет способствовать в том числе реализация следующих мер: повышение квалификации и обучение безработных граждан; цифровизация трудовых отношений и развитие гибких (в том числе удаленных) форм занятости; повышение эффективности служб занятости; оказание помощи в поиске работы в рамках социального контракта; поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости граждан; содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения).
В результате реализации комплекса мероприятий по содействию занятости населения среднегодовая численность занятых в экономике в 2036 году составит по прогнозу в первом варианте 766,6 тыс. человек, во втором варианте - 767 тыс. человек, что выше уровня 2021 года на 5,1 тыс. человек и 5,5 тыс. человек соответственно.
Среднесписочная численность работников организаций в 2036 году составит по прогнозу в первом варианте 461,5 тыс. человек, во втором варианте - 462,6 тыс. человек.
На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к снижению количества трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, и составляет менее 1 процента от экономически активного населения региона.
Привлечение иностранных работников осуществляется на вакансии, которые длительное время не заполнены гражданами Российской Федерации. Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан на территории области не носит массовый характер и не оказывает отрицательного влияния на региональный рынок труда.

2.13. Уровень жизни

В долгосрочном периоде сохранится положительная динамика основных показателей уровня жизни населения. В 2036 году фонд начисленной заработной платы работников организаций в целом по области прогнозируется в сумме по первому варианту 645,6 млрд рублей, по второму варианту - 711,8 млрд рублей с ростом к 2021 году в 2,8 раза и 3,1 раза соответственно. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций прогнозируется по первому варианту в размере 116,6 тыс. рублей, по второму - 128,2 тыс. рублей, что в 2,8 раза и 3,1 раза выше уровня 2021 года соответственно.
Реализация региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Белгородской области на 2020 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 21 декабря 2020 года в„– 528-пп, предусматривает снижение уровня бедности, а также обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан. Прогнозные значения по данному показателю в 2036 году составят 4,5 процента по двум вариантам против 7 процентов в 2021 году. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения к 2036 году увеличится по сравнению с уровнем 2021 года в 2,1 раза и составит 20,5 тыс. рублей по первому и второму вариантам.
Приоритеты социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде сосредоточены на создании современной инновационной конкурентоспособной экономики, благоприятных и комфортных условий для жизни и самореализации белгородцев.


------------------------------------------------------------------