По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Приказ министерства образования Белгородской обл. от 01.09.2023 N 2739 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях Белгородской области при проведении ГИА-9 на территории Белгородской области в 2023 году"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 1 сентября 2023 г. в„– 2739
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИА-9 НА ТЕРРИТОРИИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 232/551, в целях обеспечения проверки экзаменационных работ в ходе проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) в формах основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) по русскому языку, математике, физике, химии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, биологии, истории, географии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий и испанский), обществознанию, литературе на территории Белгородской области в 2023 году приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о предметных комиссиях Белгородской области при проведении ГИА-9 в 2023 году (приложение 1).
1.2. Порядок формирования предметных комиссий Белгородской области при проведении ГИА-9 в 2023 году (приложение 2).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель
министра образования
Белгородской области
А.А.МУХАРТОВ
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Белгородской области
от 1 сентября 2023 г. в„– 2739
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИА-9 В 2023 ГОДУ
1. Общие положения
1.1. Пакет региональных нормативных документов, регламентирующих организацию работы предметных комиссий (далее - ПК) и конфликтной комиссии (далее - КК) и влияющих на процедуру подготовки экспертов ПК, а также на формирование ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам), включает:
Положение о ПК Белгородской области;
Порядок формирования ПК Белгородской области.
1.2. Положение о ПК, создаваемых для обеспечения качественной проверки экзаменационных работ в ходе проведения ГИА-9 на территории Белгородской области в 2023 году (далее - Положение), разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1.2.1) Федеральным законом от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
1.2.2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 в„– 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
1.2.3) приказом Минпросвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
1.2.4) приказом Рособрнадзора от 11.06.2021 в„– 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
1.2.5) приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.08.2022 в„– 924 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников";
1.2.6) методическими рекомендациями по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году, направленными письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 1 февраля 2023 года в„– 04-31.
1.3. Положение определяет цели, состав, структуру, полномочия и функции, права, обязанности и ответственность членов ПК в период проведения ГИА-9 на территории Белгородской области в 2023 году.
1.4. ПК в своей работе руководствуются:
1.3.1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
1.3.2) приказом министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее - Порядок);
1.3.3) инструктивно-методическими документами министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора по вопросам организации ГИА-9;
1.3.4) рекомендациями и инструкциями ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений";
1.3.5) нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами министерства образования Белгородской области (далее - Министерство) по вопросам организации ГИА-9;
1.3.6) Положениями о государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК), КК;
1.3.7) решениями ГЭК;
1.3.8) настоящим Положением.
2. Цели создания предметных комиссий
2.1. ПК создаются Министерством в целях:
2.1.1) осуществления проверки и оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов) участников ГИА-9 по следующим учебным предметам: русскому языку, математике, физике, химии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, биологии, истории, географии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий и испанский), обществознанию, литературе;
2.1.2) обеспечения соблюдения прав обучающихся, экстернов, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, при проведении ГИА-9;
2.1.3) обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при проверке экзаменационных работ в рамках проведения ГИА-9 в Белгородской области в 2023 году.
3. Структура и состав предметной комиссии
3.1. ПК по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА-9 в Белгородской области, создает Министерство в соответствии с Порядком.
3.2. В структуру ПК входят председатели, заместители председателей и члены ПК.
3.3. Кандидатуры председателей ПК по соответствующим учебным предметам председатель ГЭК представляет на согласование в Рособрнадзор в соответствии с Порядком.
3.4. Председатель ГЭК по представлению председателей ПК организует формирование составов ПК по соответствующим учебным предметам.
3.5. Министерство утверждает сформированные составы ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА-9.
3.6. В состав ПК включаются педагогические работники образовательных организаций, методисты, специалисты учреждений, подведомственных Министерству.
3.7. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперты):
3.7.1) наличие высшего образования;
3.7.2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
3.7.3) наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования (не менее трех лет);
3.7.4) наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету;
3.7.5) положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Министерством.
4. Организация работы и функции предметных комиссий
4.1. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
4.2. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента утверждения Министерством ПК по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА-9 на территории Белгородской области в следующем году.
4.3. Министерство организует деятельность по недопущению ситуаций, при которых личная заинтересованность членов ПК (председателя, заместителя председателя, экспертов) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение функций, возложенных на ПК, в том числе ситуаций использования в рекламных целях публикации информации о принадлежности членов ПК (председателя, заместителя председателя, экспертов) к числу лиц, участвующих в проверке экзаменационных работ.
4.4. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
4.5. Министерство по представлению председателя ПК определяет перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ (например, ПО, установленное на рабочих местах, с выходом в "Интернет", а также средства обучения и воспитания, использованные участниками экзаменов во время выполнения ими экзаменационных работ в соответствии с нормативными правовыми актами Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающими сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым при проведении экзаменов).
4.6. Министерство обеспечивает работу ПК в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа, которые расположены в непосредственной близости от РЦОИ или в РЦОИ. В указанных помещениях организуется пропускной режим, обеспечивающий допуск лиц, определенных Порядком и распорядительными актами Министерства. В местах работы ПК могут присутствовать:
4.6.1) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
4.6.2) аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;
4.6.3) должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области управления по контролю и надзору - по решению соответствующих органов.
4.7. Министерство обеспечивает наличие в помещениях работы ПК в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в "Интернет" для предоставления возможности каждому эксперту ПК уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с определенным Министерством перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ.
4.8. ПК по соответствующему учебному предмету выполняет следующие функции:
4.8.1) принимает к рассмотрению из РЦОИ обезличенные копии экзаменационных работ: части с развернутыми ответами, включая цифровые аудиозаписи устных ответов участников ГВЭ, письменные экзаменационные работы, выполненные на компьютере;
4.8.2) осуществляет проверку ответов участников ГИА-9 и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;
4.8.3) составляет и направляет в РЦОИ для передачи в ГЭК протоколы результатов проверки экзаменационных работ;
4.8.4) принимает решения по вопросам, не отраженным в настоящем Положении, по согласованию с ГЭК;
4.8.5) составляет и направляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы ПК;
4.8.6) проводит анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у участников ГИА-9 в ходе выполнения экзаменационных работ;
4.8.7) обеспечивает соблюдение установленного порядка при проверке и оценивании экзаменационных работ во время проведения ГИА-9.
4.9. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки ПК, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
4.10. Распределение работ участников ГИА-9 между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
4.11. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка.
4.12. Третий эксперт назначается председателем ПК из числа экспертов, ранее не проверявших данную экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X" (в случае проверки экзаменационной работы участника ОГЭ).
4.13. Обработка и проверка экзаменационных работ занимают не более десяти календарных дней. Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ РЦОИ направляет в уполномоченную организацию результаты обработки и проверки экзаменационных работ.
4.14. Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания.
4.15. По решению Министерства или ГЭК ПК осуществляют перепроверку отдельных экзаменационных работ. Результаты перепроверки оформляются протоколами ГЭК.
4.16. По решению Министерства и органа/органов исполнительной власти другого/других субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, организуется обмен экзаменационными работами между соответствующими субъектами Российской Федерации (далее - межрегиональная перекрестная проверка). Организационное и технологическое обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ осуществляют РЦОИ соответствующих субъектов Российской Федерации.
4.17. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
5. Функции, права и обязанности председателей,
заместителей и членов предметных комиссий
5.1. Председатель ПК несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ. Председатель ПК в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК. Полномочия председателя ПК прекращаются с момента назначения Министерством нового председателя ПК. Заместитель председателя ПК подчиняется председателю ПК, в отсутствие председателя ПК выполняет его обязанности.
5.2. Функции председателя ПК:
- соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих проведение ГИА-9;
- инструктаж экспертов по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов), консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);
- формирование графика работы ПК по согласованию с руководителем РЦОИ;
- организация учета рабочего времени членов ПК, затраченного на проверку экзаменационных работ, количества работ, проверенных каждым членом ПК (в том числе устных ответов);
- обеспечение своевременной проверки экзаменационных работ, оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;
- обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передача протоколов результатов проверки экзаменационных работ в РЦОИ;
- информирование руководства ГЭК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
- назначает эксперта для проведения третьей проверки в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами;
- информирование руководства ГЭК об обнаружении некорректных заданий в контрольных измерительных материалах для передачи в ФИПИ информации об обнаруженных некорректных заданиях;
- участие в работе конфликтной комиссии по ее запросу;
- подготовка итогового отчета о результатах работы ПК и анализа типичных ошибок.
5.3. Председатель ПК вправе:
- давать указания членам ПК в рамках своих полномочий;
- отстранять по согласованию с ГЭК членов ПК от участия в работе ПК в случае возникновения проблемных ситуаций;
- принимать по согласованию с руководством ГЭК решения по организации работы ПК в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы ПК.
5.4. Председатель ПК обязан:
- добросовестно выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ГЭК и положением о ПК;
- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
- обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении экзаменационных работ, передаче результатов проверки в ГЭК;
- своевременно информировать руководство ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
5.5. Члены ПК вправе:
- получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы, обсуждать с председателем ПК процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
- требовать организации необходимых условий труда, согласовывать план-график работ;
- принимать участие в обсуждении итогового отчета о работе ПК, вносить в него свои предложения.
5.6. Член ПК обязан:
- объективно проверять экзаменационные работы в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором;
- профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
- информировать председателя ПК о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ;
- незамедлительно информировать руководство ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности ПК.
6. Ответственность членов предметных комиссий
6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями председатель, заместитель председателя и эксперты ПК несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Экспертам ПК запрещается копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицом, определенным руководителем РЦОИ.
6.3. Члены ПК могут быть исключены из состава ПК в следующих случаях:
- установления факта нарушения экспертом вышеуказанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях;
- представления о себе недостоверных сведений;
- утери подотчетных документов;
- возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ГИА-9 в Белгородской области в 2023 году).
Решение об исключении члена ПК из состава ПК принимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя ПК.
Приложение 2
к приказу
министерства образования
Белгородской области
от 1 сентября 2023 г. в„– 2739
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2023 ГОДУ
1. Порядок формирования ПК
1.1. Порядок формирования ПК в Белгородской области включает:
1.1.1) порядок проведения подготовки экспертов;
1.1.2) порядок проведения анализа работы ПК в Белгородской области;
1.1.3) требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников экзаменов;
1.1.4) порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;
1.1.5) описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;
1.1.6) показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения;
1.1.7) иные положения, не противоречащие Порядку.
1.2. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются Министерством в рамках соблюдения соответствующих сроков, установленных Порядком.
2. Статусы экспертов ПК
2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт:
2.1.1) ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и заместителю(-ям) председателя ПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ПК на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
в) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
г) устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя ПК);
е) осуществлять отбор изображений не заполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2;
2.1.2) старший эксперт - статус, позволяющий:
а) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
б) осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
в) устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя ПК);
г) осуществлять отбор изображений не заполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2;
2.1.3) основной эксперт - статус, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
б) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов;
в) осуществлять отбор изображений не заполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2.
2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса устанавливаются квалификационные требования:
- требования к экспертам, определенным Порядком;
- требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов;
- требования к результатам квалификационного испытания;
- требования к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз).
3. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов
участников ГИА-9 на региональном уровне
3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов используется система согласования подходов к оцениванию (далее - система). Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
3.2. На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус ведущих экспертов:
3.2.1) в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке КИМ обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
3.2.2) оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
3.2.3) анализ результатов проверки и оценивания.
3.3. На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
3.3.1) внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов ПК должна осуществляться под руководством экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
3.3.2) обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ, в течение не менее чем 60 минут.
3.4. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном уровне организуются ФИПИ.
3.5. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются Министерством. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:
3.5.1) учебно-методических материалов для подготовки экспертов ОГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
3.5.2) образцов развернутых ответов участников ОГЭ прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
4. Квалификационные требования для
присвоения статуса экспертам
4.1. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
4.2. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Для присвоения статуса "старший эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 2-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам.
4.3. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным Министерством для присвоения экспертам каждого из статусов.
4.4. Показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам.
Предмет
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
Русский язык
5%
7%
10%
Математика
1%
5%
7%
Физика
5%
7%
10%
Химия
5%
7%
10%
Информатика и ИКТ
5%
7%
10%
Биология
5%
10%
15%
История
5%
10%
15%
География
5%
7%
10%
Иностранный язык
5%
10%
15%
Обществознание
5%
10%
15%
Литература
5%
10%
15%
Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта ПК не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
5. Организация квалификационного испытания
5.1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет Министерство по согласованию с председателем ПК.
5.2. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
5.3. К квалификационному испытанию допускаются кандидаты в эксперты, прошедшие в текущем году обучение по программам подготовки экспертов региональных ПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом основного государственного экзамена на территории Белгородской области, организованное областным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Белгородский институт развития образования".
5.4. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся в форме письменного итогового зачета.
5.5. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК, а также не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА-9 в текущем году.
6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
6.2. Председатель ПК назначается Министерством по согласованию с Рособрнадзором, председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.
6.3. Заместителем(-ями) председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус ведущего эксперта.
6.4. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой - второй проверки в текущем году.
6.5. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника экзаменов может привлекаться только эксперт ПК, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющий опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
6.6. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Министерством, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году и ранее не проверявшие данные работы.
------------------------------------------------------------------