Типы документов



Приказ Госстройнадзора Белгородской обл. от 29.11.2023 N 26-ОД "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного строительного надзора на территории Белгородской области на 2024 год"



УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО
НАДЗОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГОССТРОЙНАДЗОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

ПРИКАЗ
от 29 ноября 2023 г. в„– 26-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В СФЕРЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 в„– 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного строительного надзора на территории Белгородской области на 2024 год согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник управления
С.С.ДЕМЬЯНОВ





Приложение
к приказу
управления государственного строительного
надзора Белгородской области
от 29.11.2023 в„– 26-ОД

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД

Раздел 1.
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДА КОНТРОЛЯ,
ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного строительного надзора (далее - государственный строительный надзор), до 1 января 2022 года применяется организация и проведение проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон в„– 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 в„– 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (вместе с "Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации"),
С 01.01.2022 к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного строительного надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 248-ФЗ).
Объектом государственного строительного надзора являются деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемое лицо), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предмет государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрен частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Государственный надзор осуществляется посредством проведения:
- профилактических мероприятий;
- контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
- контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом.
В настоящее время в реестре поднадзорных числится 158 объектов капитального строительства.
За истекший период 2023 года при осуществлении государственного строительного надзора управление государственного строительного надзора Белгородской области (далее - управление) проведено 265 проверок, 145 профилактических визита.
При осуществлении государственного строительного надзора управлением за анализируемый период выдано 96 предписаний об устранении нарушений, 71 предостережение.
Случаи досудебного обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц управления, принимаемых при осуществлении регионального государственного надзора за истекший период, отсутствуют.
По фактам нарушения градостроительного законодательства, а также отдельных статей КоАП РФ управлением составлено 139 протоколов. По результатам рассмотрения всех административных дел виновные лица привлечены к административной ответственности на сумму 2635000 рублей.
Наиболее распространенным нарушением в сфере градостроительной деятельности на сегодняшний день являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.4 КоАП РФ:
- выполнение работ на объектах капитального строительства с нарушением строительных норм и правил, подлежащих обязательному применению;
- нарушение требований проектной документации.
На сегодняшний день управлением рассмотрено 61 дело об административных правонарушениях по данной категории.
Для недопущения указанных выше нарушений (устранения до их выявления), по мнению управления, необходимо со стороны застройщиков (подрядных организаций):
- осуществлять входной контроль проектной/рабочей документации перед передачей в производство работ;
- своевременно осуществлять согласование требуемых изменений в проектные решения с разработчиком проектной документации по изменениям, затрагивающим конструктивные и иные требования безопасности, направлять соответствующую часть проектной документации на повторную экспертизу;
- усилить строительный контроль на поднадзорных объектах, особое внимание обращая на приемочный, операционный и поэтапный контроль на каждом этапе проведения строительно-монтажных работ;
- проводить своевременное обучение (либо профильную переподготовку, переквалификацию) вновь прибывших работников, не имеющих определенного стажа работы;
- не допускать до основных строительно-монтажных работ ответственных конструкций низко специализированных работников (в основном иностранных граждан).
Также наиболее распространенным правонарушением является нарушение по части 1 и части 2 статьи 9.5 КоАП РФ. Рассмотрено 61 дело.
Данные нарушения на практике вызваны стремлением застройщика ускорить процесс строительства, в связи с чем строительство начинается без разрешения на строительство и уведомления управления в установленные сроки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 в„– 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Необходимо отметить, что правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, - невыполнение в установленный срок предписаний управления, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.
Учитывая, что предписание само по себе является мерой принуждения к соблюдению требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, его неисполнение свидетельствует об отсутствии со стороны правонарушителей надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуется пренебрежительным отношением правонарушителя к соблюдению законодательства о градостроительной деятельности. За 2023 год по указанной статье протоколы не составлялись.
Порядок проведения государственного строительного надзора установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 в„– 54, при этом в силу пункта 20 Положения заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.
Так, по результатам надзора (за истекший период 2023 года) выдано - 68 заключений органа государственного строительного надзора по объектам капитального строительства (жилого и нежилого назначения).
Во исполнение ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона в„– 294-ФЗ в управлении утвержден План мероприятий по профилактике соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2023 год, в соответствии с которым должностные лица управления участвуют в работе выездных комиссий совместно с представителями органов прокуратуры, принимают участие в работе по приему граждан, где осуществляется информирование и консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Раздел 2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

2.1. Цели Программы профилактики:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий Программы позволяет решить следующие задачи:
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с контролируемыми лицами при осуществлении государственного строительного надзора;
- формирование одинакового понимания обязательных требований в подконтрольной сфере;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц, а также объектов контроля и присвоенной им категории риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- осуществление планирования и проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, вовлеченности и полноты охвата ими максимального количества контролируемых лиц, а также обязательности, актуальности, периодичности профилактических мероприятий;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорного органа;
- снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- повышение уровня доверия контролируемых лиц;
- другие задачи в зависимости от выявленных проблем в регулируемой сфере и текущего состояния профилактической работы.

Раздел 3.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

в„– п/п
Наименование профилактического мероприятия
Сведения о мероприятии
Ответственный за реализацию мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
1.
Информирование
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в средствах массовой информации, единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) через Портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области, в иных формах.
Управление размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет", сведения, предусмотренные статьей 46 Федерального закона в„– 248-ФЗ
Начальник отдела правовой и организационно-контрольной работы
В течение года (при наличии оснований)
2.
Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики осуществляется путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в управление обращений.
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении государственного строительного надзора готовится ежегодно, в обязательном порядке подлежит публичному обсуждению.
Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 марта года, следующего за отчетным
Начальник отдела правовой и организационно-контрольной работы
1 раз в год
3.
Объявление предостережения
При наличии у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольный орган в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанных сведений, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Возражение в отношении предостережения рассматривается управлением и контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования
Начальники отделов общестроительного и специализированного видов надзора, начальник отдела правовой и организационно-контрольной работы
В течение года (при наличии оснований)
4.
Консультирование
Консультирование осуществляется должностными лицами управления по телефону, посредством видео-конференц-связи, в письменной форме, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий. Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- организация и осуществление государственного строительного надзора;
- порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Положением о государственном строительном надзоре;
- обязательные требования;
- исполнение обязательных требований;
- порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц.
В случае если в течение календарного года поступило 2 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращения контролируемых лиц и их представителей, по указанным вопросам консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" во вкладке "Деятельность" раздел "Государственный строительный надзор", подраздел "Реализация мероприятий по профилактике нарушений" разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом управления
Начальник отдела правовой и организационно-контрольной работы
Начальник отдела надзора за общестроительными работами
Начальник отдела надзора за специализированными видами работ
Начальник территориального отдела общестроительного и специализированного надзора
В течение года (при наличии оснований)
5.
Профилактический визит
Профилактический визит выполняет должностное лицо в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита должностное лицо информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, соответствие их деятельности критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения его деятельности к соответствующей категории риска.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочего дня.
В ходе профилактического визита должностное лицо осуществляет сбор от контролируемого лица сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категориям риска.
По результатам профилактического визита должностное лицо, проводившее профилактический визит, представляет уполномоченному должностному лицу информацию о проведенном профилактическом визите, которая содержит предложения по дальнейшим действиям, направленным на обеспечение соблюдения обязательных требований. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере строительства
Начальник отдела надзора за общестроительными работами
Начальник отдела надзора за специализированными видами работ
Начальник территориального отдела общестроительного и специализированного надзора
В течение года (при наличии оснований)

Раздел 4.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Оценка результативности и эффективности деятельности управления и ее должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности.
2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности управления при осуществлении государственного надзора входят:
ключевой показатель результативности, отражающий уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в области строительства, по которому устанавливается целевое (плановое) значение и достижение которого должна обеспечить управление (далее - ключевой показатель);
индикативные показатели государственного строительного надзора, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц (далее - индикативные показатели).
3. Ключевым показателем результативности и эффективности деятельности управления при осуществлении государственного строительного надзора является:
А - доля объектов капитального строительства, которым причинен вред в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям проектной документации и (или) информационной модели при наличии положительного заключения управления на конец отчетного периода, которая рассчитывается по формуле:

А = Од / Ост x 100%, где:

Од - количество (ед.) объектов капитального строительства (реконструкции) с подтвержденным фактом несоответствия построенного, реконструируемого объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям проектной документации и (или) информационной модели;
Ост - общее количество (ед.) объектов капитального строительства (реконструкции), получивших положительные заключения.
4. Целевое значение ключевого показателя результативности и эффективности деятельности управления при осуществлении государственного надзора устанавливается А - 0.
5. Индикативные показатели, применяемые при осуществлении государственного строительного надзора:
Доля выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в процентах.
Формула расчета показателя:

Дн = Н / О x 100%, где:

Н - количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, единиц;
О - общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, единиц.
Доля устраненных выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (количество выявленных нарушений, доля устраненных нарушений) в процентах
Формула расчета показателя:

Дун = Ун / Вн x 100%, где:

Ун - количество устраненных нарушений, единиц;
Вн - количество выявленных нарушений, единиц.
Доля выявленных нарушений по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в процентах.
Формула расчета показателя:

Дн = Н / О x 100%, где:

Н - количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, единиц;
О - общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия, единиц.
Рост индекса качества исполнения контрольных (надзорных) функций в процентах.
Формула расчета:

Ри = Пн / П x 100%, где:

Пн - количество проверок, результаты которых были признаны недействительными по решению суда и по которым выявлены нарушения по результатам служебных проверок, единиц;
П - общее количество проведенных проверок, единиц.
Доля отмененных постановлений по делам об административных правонарушениях в процентах.
Формула расчета:

Доп = По / Пап x 100%, где:

По - количество отмененных постановлений по делам об административных правонарушениях, единиц;
Пап - количество постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в результате осуществления регионального государственного строительного надзора, единиц.
Доля служащих, выполняющих контрольные (надзорные) функции, в процентах.
Формула расчета:

Дкс = Удл / Кс x 100%, где:

Удл - количество государственных служащих, выполняющих контрольных (надзорные) функции, единиц;
Кс - общее количество государственных служащих по штатному расписанию, единиц.
6. Управление ежегодно осуществляет подготовку доклада за отчетный год о результатах проведения контрольных (надзорных) мероприятий с указанием сведений о достижении ключевого и индикативных показателей.


------------------------------------------------------------------