По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Белгородского областного суда от 08.06.2023 по делу N 3а-111/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующим распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26.11.2021 N 790-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год">
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2023 г. по делу в„– 3а-111/2023
Дело (УИД) в„– 31OS0000-01-2023-000095-49
Белгородский областной суд в составе
судьи Квасова А.С.
при секретаре П.В.А.
с участием прокурора Мелиховой Н.Н.,
административного истца М.А.В., представителя административного истца Х.Е.В., представителя административного ответчика Г.А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.А.В. о признании недействующими пунктов 3687 и 11182 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области 29.11.2021 в„– 790-р,
установил:
распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26.11.2021 в„– 790-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год", утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также Перечень на 2022 год).
Под номером 3687 Перечня на 2022 год включено нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, а под номером 11182, - нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>
Распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26.11.2021 в„– 790-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год" опубликовано на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.12.2021 (http://www.zakon.belregion.ru) и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Административный истец М.А.В., являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...> и в„– <...>, обратился в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26.11.2021 в„– 790-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части пунктов 3687 и 11182, мотивируя свое требование тем, что принадлежащие ему нежилые помещения не соответствуют критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем неправомерно включены в оспариваемый Перечень на 2022 год, что нарушает его законные интересы, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании административный истец М.А.В. и его представитель Х.Е.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также указали, что обращению в суд с настоящим административным исковым заявлением предшествовала подача заявления об исключении объектов из Перечня на 2022 год в межведомственную комиссию по вопросам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Комиссией было установлено фактическое использование помещений - с кадастровым номером в„– <...> в городе <...> - деятельность фитнес клуба, с кадастровым номером в„– <...> в городе <...> - под склад временного хранения спортивного инвентаря, шкафы для хранения вещей (помещение фактически не используется). Административный истец и его представитель считают, что нежилые помещения, включенные в Перечень на 2022 год, не относятся к торговому центру (комплексу), определения которых дано в ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 в„– 242-ст.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области (до 01.01.2022 министерство именовалось департаментом (распоряжение Правительства Белгородской области от 29.11.2021 в„– 589-рп "О переименовании департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области") Г.А.Д. считала административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку нежилые помещения соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых помещений в Перечень на 2022 год не противоречит закону и не нарушает прав административного истца как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обсудив доводы, приведенные административным истцом и его представителем, возражения представителя административного ответчика, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области Мелиховой Н.Н., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> площадью <***> кв. м, расположенное по адресу: <...>, было поставлено на кадастровый учет 10.11.2014 и принадлежит на праве собственности административному истцу с 20.10.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.05.2023 в„– <...> в„– <...>.
Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> площадью <***> кв. м, расположенное по адресу: <...>, которое также принадлежит административному истцу на праве собственности с 03.12.2019, было поставлено на кадастровый учет 03.12.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.05.2023 в„– N.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Город <...> имеет статус городского округа, а город <...> - городского поселения в соответствии с законом Белгородской области от 20.12.2004 в„– 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района".
Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
К вопросам местного значения городского округа и городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа и поселения (пункт 2 части 1 статьи 16, пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") здания, строения, сооружения, помещения признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Белгородской области от 02.11.2015 в„– 9 "Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", с 01.01.2016 установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Белгородской области.
Решением Совета депутатов города <...> от 24.11.2015 в„– 303 "О налоге на имущество физических лиц", решением городского собрания городского поселения "<...>" от 24.11.2015 в„– 129 "О налоге на имущество физических лиц" налоговые ставки, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлены в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенные в перечень, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Белгородской области от 01.06.2015 в„– 218-пп "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области (после 01.01.2022 именуемое министерством) определен органом исполнительной власти области, уполномоченным на подготовку проекта перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и его утверждение, начиная с утверждения перечня объектов на 2017 год (абзац 3 пункта 2).
Нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...> включены в оспариваемый Перечень на 2022 год под пунктами 3687 и 11182 соответственно.
Таким образом, оспариваемый М.А.В. в части пунктов 3687 и 11182 нормативный правовой акт затрагивает его права и законные интересы как плательщика налога на имущество физических лиц, что позволяет ему обратиться с в суд с требованием о признании его не действующим в соответствующей части.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт, в соответствии с частью 1 статьи 2 закона Белгородской области от 31.12.2003 в„– 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов", опубликован на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakon.belregion.ru) в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 34, 36 Устава Белгородской области, пункта 3.1.9 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 23.07.2012 в„– 306-пп "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области", оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением установленных требований к форме, порядку и процедуре принятия, что также не оспаривается административным истцом.
Федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Подпунктом 1 пункта 4 приведенной статьи предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками торгового центра (комплекса), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Судом установлено, что принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером в„– <...>, имеющее назначение - "нежилое", наименование - "нежилое", расположено в здании с кадастровым номером в„– <...>, учтенном в государственном кадастре недвижимости 08.07.2014 со следующими характеристиками: назначение - "нежилое", наименование - "магазин" (выписка из ЕГРН от 12.05.2023 в„– N).
Из вышеупомянутой выписки из ЕГРН видно, что нежилое здание магазина, в котором расположено принадлежащее М.А.В. помещение с кадастровым номером в„– <...>, находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.05.2023 в„– <...> в„– <...> земельный участок с кадастровым номером в„– <...> имеет следующие характеристики: категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для эксплуатации нежилого здания - торгового".
Такой вид разрешенного использования земельного участка как "для эксплуатации нежилого здания - торгового", на котором расположено нежилое здание со спорным нежилым помещением, безусловно позволяет размещение на нем торговых объектов. Следовательно, здание с кадастровым номером в„– <...>, в понимании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является торговым центром (комплексом), что является самостоятельным и достаточным основанием для включения находящегося в нем нежилого помещения с кадастровым в„– <...> в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд также учитывает, что здание с кадастровым номером в„– <...> включено в Перечень на 2022 год (пункт 3684).
Аналогичные правовые основания были установлены и для включения в Перечень на 2022 год нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>.
Так, принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером 31:09:0902006:120, имеющее назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение", расположено в здании с кадастровым номером в„– <...>, учтенном в государственном кадастре недвижимости 03.12.2019 со следующими характеристиками: назначение - "нежилое", наименование - "магазин" (выписка из ЕГРН от 12.05.2023 в„– <...> в„– <...>).
Из вышеназванной выписки из ЕГРН видно, что нежилое здание магазина, в котором расположено принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером в„– <...>, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером в„– <...>.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.05.2023 в„– <...> в„– <...> земельный участок с кадастровым номером в„– <...> имеет следующие характеристики: категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "магазины".
Такой вид разрешенного использования земельного участка как "магазины", на котором расположено нежилое здание с входящим в него нежилым помещением, безусловно позволяет размещение на нем торговых объектов. Следовательно, здание с кадастровым номером в„– <...>, в понимании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является торговым центром (комплексом), что является самостоятельным и достаточным основанием для включения находящегося в нем нежилого помещения с кадастровым 31:09:0902006:120 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Здание с кадастровым номером в„– <...> включено в Перечень на 2022 год (пункт 11179).
Поскольку принадлежащие административному истцу помещения включены в Перечень на 2022 года по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то ссылки административного истца и его представителя о фактическом использовании (не использовании) помещений, установленных межведомственной комиссией, правового значения не имеют. Суд также отмечает, что использование, равно как и неиспользование, помещений по назначению для торговой деятельности предоставлено именно на усмотрение его собственника и не находится в зависимости с включением этих помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Отвергает суд как несостоятельный и довод представителя административного истца о необходимости обращения к ГОСТ Р 51303-99, утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 в„– 242-ст. для раскрытия понятий "торговый комплекс" и "торговый центр", поскольку для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации понятие торгового центра (комплекса) прямо приведено в пункте 4 названной статьи и не требует дополнительного обращения к иным источникам.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что оспариваемый в части Перечень на 2022 год нормативным актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, не противоречит, права и законные интересы административного истца не нарушает, оснований для признания его недействующим у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М.А.В. о признании недействующим в части распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26.11.2021 в„– 790-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", отказать.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья
А.С.КВАСОВ
В окончательной форме решение принято 15.06.2023
------------------------------------------------------------------