По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Белгородского областного суда от 15.03.2023 по делу N 3а-20/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующим приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 N 33/111 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области, на 2019 - 2021 годы" >
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2023 г. по делу в„– 3а-20/2023 (3а-100/2023)
Дело (УИД) 31OS0000-01-2022-000239-86
Белгородский областной суд в составе:
судьи Сотниковой Е.В.
при секретаре З.Я.Г.
с участием прокурора прокуратуры Белгородской области Мелиховой Н.Н., административного истца Г.А.И., представителей административного ответчика Управления по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области Р.О.В., Л.Е.Ф., Б.С.В., заинтересованного лица ПАО "Квадра" филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" Б.Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.А.И. о признании не действующим в части приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/111 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области, на 2019 - 2021 годы" (в ред. от 27.09.2019, 20.12.2019, 18.12.2020, 07.12.2021) со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" осуществляет горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения на территории городского округа "Город Белгород", Губкинского городского округа, Валуйского городского округа, Волоконовского района.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/111 утверждена производственная программа ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" с 01.01.2019 по 31.12.2021 (приложение в„– 1) и установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области, на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 годы (приложение в„– 2).
Согласно приложению в„– 2 к Приказу для населения Губкинского городского округа тариф на горячую воду (с НДС) составил на период с 1 января по 30 июня 2019 года - 111,96 руб./м3; с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 117,09 руб./м3. Стоимость 1 куб.м. горячей воды указана справочно.
Компонент на холодную воду определен на первое полугодие 2019 г. в размере 19,04 руб./м3, компонент на тепловую энергию в размере 1876,58 руб./Гкал; на второе полугодие компонент на холодную воду определен в размере 22,31 руб./м3; компонент на тепловую энергию - 1914,12 руб./Гкал.
На первое полугодие 2020 г. компонент на холодную воду определен в размере 22,31 руб./м3; на второе полугодие 2020 - 22,98 руб./м3. Компонент на тепловую энергию не устанавливался в связи с тем, что на данный расчетный период не утвержден тариф на тепловую энергию для теплоснабжающей организации.
На первое полугодие 2021 компонент на холодную воду определен в размере 22,98 руб./м3; на второе полугодие 2021 - 23,67 руб./м3. Компонент на тепловую энергию также не установлен в связи с тем, что на данный расчетный период не утвержден тариф на тепловую энергию для теплоснабжающей организации.
В связи с установлением нового тарифа на холодную воду, поставляемую МУП "Губкин Сервис" на территории Губкинского городского округа, который определяет величину компонента на холодную воду в тарифе на горячую воду, установленного для ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" по Губкинскому округу, в названный выше приказ внесены изменения на основании приказа Комиссии от 27.09.2019 в„– 25/2 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года в„– 33/111".
Для населения Губкинского городского округа тариф на горячую воду (с НДС) составил на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 124,28 руб./м3.
Компонент на холодную воду определен на второе полугодие 2019 в размере 29,50 руб./м3; компонент на тепловую энергию - 1914,12 руб./Гкал.
На первое полугодие 2020 компонент на холодную воду определен в размере 29,50 руб./м3; на второе полугодие 2020 - 30,55 руб./м3. Компонент на тепловую энергию не устанавливался в связи с тем, что на данный расчетный период не утвержден тариф на тепловую энергию для теплоснабжающей организации.
На первое полугодие 2021 компонент на холодную воду определен в размере 30,55 руб./м3; на второе полугодие 2021 - 31,26 руб./м3. Компонент на тепловую энергию также не установлен в связи с тем, что на данный расчетный период не утвержден тариф на тепловую энергию для теплоснабжающей организации.
В связи с корректировкой долгосрочных тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения в приказ от 14 декабря 2018 года в„– 33/111 внесены изменения на основании приказа Комиссии от 20.12.2019 в„– 34/31 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года в„– 33/111".
Для населения Губкинского городского округа тариф на горячую воду (с НДС) на период с 1 января по 30 июня 2020 года определен справочно в размере 124,28 руб./м3; на период с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 127,12 руб./м3.
Компонент на холодную воду на первое полугодие 2020 определен в размере 29,50 руб./м3, компонент на тепловую энергию - в размере 1914,12 руб./Гкал; на второе полугодие 2020 компонент на холодную воду определен в размере 29,50 руб./м3, компонент на тепловую энергию - 1971,54 руб./Гкал.
Тариф на горячую воду на 2021 год не устанавливался, в том числе не определялся компонент на холодную воду и тепловую энергию в связи с тем, что на данный расчетный период не утверждались тарифы на питьевую воду, отпускаемую организацией, оказывающей услуги в сфере водоснабжения, и на тепловую энергию для теплоснабжающей организации.
В связи с корректировкой долгосрочных тарифов на горячую воду в приказ от 14 декабря 2018 года в„– 33/111 внесены изменения на основании приказа Комиссии от 18.12.2020 в„– 27/20 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года в„– 33/111".
Согласно Приложению в„– 2 для населения Губкинского городского округа тариф на горячую воду (с НДС) на период с 1 января по 30 июня 2021 года определен справочно в размере 127,12 руб./м3; на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 128,28 руб./м3.
Компонент на холодную воду на первое полугодие 2021 года составил 29,50 руб./м3, компонент на тепловую энергию - 1971,54 руб./Гкал; на второе полугодие 2021 года компонент на холодную воду составил 30,66 руб./м3, компонент на тепловую энергию - 1971,54 руб./Гкал.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25.11.2021 в„– 24/4 внесены изменения в Приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП "Губкин Сервис", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 01 января 2019 по 31 декабря 2021 года".
В связи с принятием нового тарифа на холодную воду в приказ от 14 декабря 2018 года в„– 33/111 внесены изменения на основании приказа Комиссии от 07.12.2021 в„– 25/33.
Определено, что Приказ от 07.12.2021 в„– 25/33 вступает в силу с даты вступления в силу приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25.11.2021 в„– 25/4 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/40" (по истечении 10 дней с даты опубликования 26.11.2021, то есть 09.12.2021), но не ранее дня его официального опубликования (07.12.2021).
Согласно Приложению к Приказу для населения Губкинского городского округа тариф на горячую воду (с НДС) с даты вступления в силу приказа Комиссии от 25.11.2021 в„– 24/4, то есть с 09.12.2021 по 31.12.2021 ориентировочно определен в размере 127,61 руб./м3; компонент на холодную воду составил 29,99 руб./м3, компонент на тепловую энергию - 1971,54 руб./Гкал.
Г.А.И., проживающий в городе Губкин Белгородской области, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/111 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала "ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области, на 2019 - 2021 годы" (в редакциях от 27.09.2019, 20.12.2019, 18.12.2020, 07.12.2021) в части установления тарифов (с НДС) для населения Губкинского городского округа на горячую воду с 01.10.2019 по 06.12.2021, а также взыскании с Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в его пользу возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что вступившими в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.01.2021 (дело УИД31OS0000-01-2020-00100-83), решением Белгородского областного суда от 10.06.2021, дополнительным решением от 17.08.2021 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 (дело УИД31OS0000-01-2021-000042-79), решениями Белгородского областного суда от 19.04.2022 (дело УИД31OS0000-01-2022-000034-22) и от 22.08.2022 (дело УИД31OS0000-01-2022-000118-61) признан не действующим приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/40 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП "Губкин Сервис", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (в редакциях от 19.09.2019, 16.12.2019, 18.12.2020, 25.11.2021) в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение с 01.10.2019 по 31.12.2021. Решением Губкинского городского суда Белгородской области от 17.08.2022 (дело УИД31RS0007-01-2022-001268-95), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17.11.2022, удовлетворены частично исковые требования Г.А.И. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности зачесть излишне уплаченные потребителем суммы при оплате будущих расчетных периодов в предоставляемой коммунальной услуге, взыскании денежной компенсации и морального вреда. На МУП "Губкин Сервис" возложена обязанность произвести перерасчет платы за питьевое водоснабжение и водоотведение Г.А.И. и зачесть излишне уплаченную им за период с 01.10.2019 по 06.12.2021 денежную сумму 2171,81 руб. при оплате будущих расчетных периодов в предоставляемой коммунальной услуге за питьевое водоснабжение и водоотведение МУП "Губкин Сервис". Поскольку решениями судов об оспаривании тарифов установлено превышение их предельных индексов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что они являются завышенными и не подлежат применению. При отсутствии экономически обоснованного тарифа со стороны ответчика суд первой инстанции указал о необходимости применения к спорным правоотношениям тарифов за водоснабжение и водоотведение, установленных приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/40, которыми установлены долгосрочные тарифы на 2019 - 2021 годы. Приказом Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/11 тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области в Губкинском городской округе, с 01.01.2019 по 31.12.2021 установлены из размеров тарифов на холодную воду, установленных приказом Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40. То есть, размеры тарифов на холодную воду как компонента горячей воды в приказе Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 (в редакциях от 19.09.2019 в„– 24/1, от 16.12.2019 в„– 32/28, от 18.12.2020 в„– 26/15 от 07.12.2021 в„– 24/4) тождественны размерам тарифов на холодную воду, установленным приказом Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40. Комиссией в части размеров тарифов на холодную воду, как компонента горячей воды для населения, в период с 01.01.2019 по 06.12.2021 применены незаконные и завышенные размеры тарифов. Указанные обстоятельства нарушают жилищные права и законные финансовые интересы административного истца, что недопустимо в силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг в„– 354 и пункта 90 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 в„– 406.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, уточнив оспариваемый период с 01.10.2019 по 06.12.2021. Пояснил, для того, чтобы произвести в судебном порядке восстановление его нарушенных прав и законных финансовых интересов по перерасчету платы за горячую воду в период с 01.10.2019 по 06.12.2021 в гражданском судопроизводстве, необходимо признать недействующими все редакции приказа Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 в административном судопроизводстве.
Представители административного ответчика Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Р.О.В., Л.Е.Ф., Б.С.В. просили в удовлетворении заявленных требований отказать. Сослались на то, что административным истцом не представлены решения федерального органа регулирования тарифов об отмене решения Комиссии об утверждении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ПАО "Квадра", как принятого с нарушением законодательства Российской Федерации (предписание), равно как и экспертное заключение, подтверждающее, что тариф, установленный Управлением, является экономически необоснованным. Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, вида, процедуры принятия и опубликования, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца.
Представитель заинтересованного лица ПАО "Квадра" - филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" Б.Е.Н. поддержала позицию, изложенную представителями Управления. Пояснила, что заявленные административным истцом требования не исполнимы и не могут повлечь восстановление нарушенных, по его мнению, прав. Признание недействительным недействующего нормативного правового акта в отсутствие установленного уполномоченным органом государственной власти тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения не может повлечь за собой возникновение у ресурсоснабжающей организации обязанности произвести для потребителя перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за спорный период времени, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" вопросы регулирования деятельности организаций, в том числе и установление тарифов, относятся исключительно к функции регулирующего органа - Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области. Тариф, установленный Управлением Приказом в„– 33/111 (с учетом изменений), является экономически обоснованным и был использован заинтересованным лицом в период его действия для расчета размеров платы за горячую воду для потребителей из числа физических лиц, владеющих помещениями на территории Губкинского городского округа Белгородской области.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Мелиховой Н.Н., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 в„– 1746-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5, часть 4 и пункт 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении).
В силу пункта 1.1, пункта 1.5, подпункта "а" пункта 3.4.3, подпункта "а" пункта 3.4.5 Положения о комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 25.06.2018 в„– 234-пп, пункта 32 Правил регулирования тарифов органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области является Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов. Комиссия устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе на горячую воду (горячее водоснабжение), издает правовые акты в форме приказов, имеющих нормативный правовой характер и обязательных для исполнения на всей территории Белгородской области.
Согласно пункту 1.5 Положения об Управлении по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 20.12.2021 в„– 627-пп, (далее - Положение) Управление является правопреемником Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
Решение об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области, на 2019 - 2021 годы, создавшее оспариваемую редакцию приказа от 14.12.2018 в„– 33/111, было принято на заседании коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области 14.12.2018 (протокол от 14.12.2018 в„– 33, вопрос 111 повестки дня).
Решения о внесении изменений в Приказ в„– 33/111 принимались на заседаниях коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области 27.09.2019 (протокол от 27.09.2019 в„– 25); 20.12.2019 в части корректировки на 2020 год тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" (протокол от 20.12.2019 в„– 34, пункт 31 повестки дня); 18.12.2020 в части корректировки на 2021 год тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (протокол от 18.12.2020 в„– 27, вопрос 20 повестки дня) и 07.12.2021 (протокол от 07.12.2021 в„– 25, вопрос 33 повестки дня).
Заседания коллегии являлись правомочными; решения принимались единогласно членами коллегии, присутствующими на заседании, что в полной мере соответствует пунктам 22, 23 Регламента работы комиссии, утвержденного приказом Комиссии от 08.11.2018 в„– 164.
В силу пункта 2.1.17 Положения о комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, закона Белгородской области от 31.12.2003 в„– 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 в оспариваемых редакциях размещался на официальном сайте Управления в сети "Интернет", на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (http://www.zakon.belregion.ru 17.12.2018, 30.09.2019, 20.12.2019, 21.12.2020, 07.12.2021).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт и его редакции приняты уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой, с соблюдением требований, предъявляемых к форме и виду, опубликованы в установленном порядке и административным истцом в данной части не оспаривались.
В силу положений статьи 32 (части 1, 2, 3 и 9) Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом индексации (расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги).
Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 88, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящей из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании в том числе такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Пункт 7 статьи 2 Закона о водоснабжении содержит определение термина "горячая вода" - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой. При этом организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
Судом установлено, что на территории Губкинского городского округа применяется закрытая система горячего водоснабжения, предполагающая изготовление горячей воды путем нагрева в центральном тепловом пункте питьевой воды, отобранной из системы водоснабжения, при этом тепловую энергию в виде горячей воды в центральный тепловой пункт поставляет ресурсоснабжающая организация - ПАО "Квадра" - филиал ПАО "Квадра - "Белгородская генерация". Филиал ПАО "Квадра - Белгородская генерация" оказывает услуги горячего водоснабжения потребителям, расположенным на территории городского округа "Город Белгород", Губкинский городской округ, Валуйский городской округ и Волоконовский район.
Для поставки потребителям коммунального ресурса ресурсоснабжающая организация приобретает холодную воду, необходимую для производства горячей воду у МУП "Губкин Сервис", которому, как организации, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа, установлен тариф на питьевую воду.
Согласно пункту 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой, который в свою очередь утвержден Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 в„– 1154-э (далее также - Регламент установления тарифов).
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами регулирования тарифов предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов может осуществляться по предложению регулируемой организации (пункты 12, 13 Правил регулирования тарифов, пункт 2 Регламента установления тарифов).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов (пункты 14 - 19 Правил регулирования тарифов, пункты 3 - 8 Регламента установления тарифов).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представленных регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов, пункт 15 Регламента установления тарифов).
25.04.2018 филиал ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" обратился в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области с заявлением об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2019 - 2021 годы.
Как следует из экспертного заключения, по результатам рассмотрения предложения, представленного ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" на регулирование тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2019 - 2021 годы, при формировании тарифов на горячую воду значение компонента на холодную воду было принято равным тарифам на услуги по холодному водоснабжению, установленным Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на 2019 год с учетом календарной разбивки по соответствующей группе потребителей для организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения; компонент на тепловую энергию принимался равным тарифам на тепловую энергию, поставляемую потребителям Белгородской области, установленным для ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" на 2019 год по соответствующей группе потребителей.
Оспариваемым Приказом Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую филиалом ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Губкинского городского округа Белгородской области, на 2019 - 2021 годы.
С 2019 года тарифы на горячую воду для филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" устанавливаются с применением метода индексации. Период 2019 - 2021 годы является первым долгосрочным периодом регулирования.
Согласно пункту 9 Основ ценообразования тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям при условии непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Нарушений данного пункта Комиссией при установлении оспариваемых тарифов не допущено.
Пунктом 9 Правил регулирования в„– 406 определено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, за исключением случаев, установленных данным пунктом Правил регулирования в„– 406.
Установленные с применением метода индексации тарифы подлежат обязательной ежегодной корректировке (пункт 80 Основ ценообразования).
При корректировке долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело в соответствии с требованиями, установленными Правилами регулирования тарифов и Регламентом установления тарифов к процедуре рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Решение о корректировке установленных долгосрочных тарифов принимается органом регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются (корректируются) тарифы (пункт 22 Регламента установления тарифа).
В соответствии с абзацем 8 пункта 33 Основ ценообразования пересмотр тарифов на горячую воду осуществляется органом регулирования тарифов при изменении компонента на холодную воду и (или) компонента на тепловую энергию в составе двухкомпонентного тарифа на горячую воду или изменении тарифа на холодную воду и (или) тарифа на тепловую энергию в составе однокомпонентного тарифа на горячую воду в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных абзацами третьи - шестым пункта 33 Основ ценообразования.
Приказами Комиссии от 27.09.2019 в„– 25/2, 20.12.2019 в„– 34/31, от 18.12.2020 в„– 27/20, 07.12.2021 в„– 25/33 в приказ от 14.12.2018 в„– 33/111 вносились изменения, обусловленные обязательной ежегодной корректировкой долгосрочного тарифа по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, а также в связи с изменениями тарифов на питьевую воду, поставляемую МУП "Губкин Сервис" потребителям Губкинского городского округа, поскольку филиал ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" приобретает у МУП "Губкин Сервис" холодную воду, необходимую для производства горячей воды, а соответственно в тарифе на горячую воду, поставляемую ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Губкинского городского округа, компонент на холодную воду принимается на уровне тарифов на питьевую воду, утвержденных для МУП "Губкин Сервис".
Экспертными заключениями Комиссии подтверждается, что по результатам рассмотрения предложений, представленных ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" на корректировку тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям Белгородской области, на 2020, 2021 годы компонент на холодную воду принимался равным тарифам на услуги по холодному водоснабжению, установленным Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на 2020, 2021 годы соответственно, с учетом календарной разбивки по соответствующей группе потребителей для организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения.
В связи с внесениями изменений в приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40 "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП "Губкин Сервис", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года" и принятием новых тарифов на холодную воду для МУП "Губкин Сервис" в приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 внесены изменения на основании приказа от 27.09.2019 в„– 25/2 и от 07.12.2021 в„– 25/33, что подтверждено экспертными заключениями Комиссии.
Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений, допущенных органом регулирования при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области на 2019 - 2021 годы. Оспариваемый приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 (в редакциях от 27.09.2019, 20.12.2019, 18.12.2020, 07.12.2021) соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы административного истца о том, что приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП "Губкин Сервис", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года" (в редакциях от 19.09.2019, 16.12.2019, 18.12.2020, 25.11.2021) в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение с 01.10.2019 по 31.12.2021 признан недействующим в судебном порядке, суд признает необоснованными.
С учетом специфики определения оспариваемого тарифа и его зависимости от величины иных двух компонентов его корректировка на очередной год долгосрочного периода с применением скорректированных величин компонентов, определенных в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в связи с изменением величины одного из компонентов, является правильной.
Вступившими в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.01.2021, решением Белгородского областного суда от 10.06.2021, дополнительным решением от 17.08.2021 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 и от 22.08.2022 приказ Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП "Губкин Сервис", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года" (в редакциях от 19.09.2019, 16.12.2019, 18.12.2020, 25.11.2021) признан не действующим со дня вступления вышеназванных судебных актов в законную силу.
Признание после принятия оспариваемого нормативного правового акта недействующим приказа Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/40 (в редакциях от 19.09.2019, 16.12.2019, 18.12.2020, 25.11.2021), которым были утверждены тарифы на холодную воду, используемую как компонент в тарифе на горячую воду, само по себе основанием для вывода об установлении на 2019 - 2021 годы тарифов на горячую воду в экономически необоснованном размере и основанием для вывода о несоответствии приказа Комиссии от 14.12.2018 в„– 33/111 (в редакциях 27.09.2019, 20.12.2019, 18.12.2020, 07.12.2021) положениям приведенных выше нормативных правовых актов не является. Иной подход не отвечает целям и принципам государственного регулирования в сфере водоснабжения и влечет нарушение баланса интересов субъектов спорного правоотношения.
Поскольку на дату установления долгосрочных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую потребителям Белгородской области, а также на дату их корректировки и внесения изменений тарифы на холодную воду, как одного из компонента тарифа на горячую воду, отменены либо в судебном порядке недействующими признаны не были, тарифный орган обязан был их применять (аналогичная правовая позиция приведена в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2019 в„– 81-АПА19-17, 18.09.2019 в„– 81-АПА19-18).
Приведенная административным истцом ссылка на судебные акты Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции и Белгородского областного суда, содержащие, по мнению административного истца, обстоятельства, имеющие преюдициальную силу, не имеют преюдициальный характер по настоящему делу в связи со следующим: во-первых, предметом проверки по вышеназванным административным делам являлось установление долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, тарифов на питьевую воду и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 01.01.2019 по 31.12.2021, а также индекс изменения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, в названных судебных актах не исследовались обстоятельства установления и обоснованность корректировки тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация"; во вторых - различен состав участников дела, ПАО "Квадра" - филиал ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" в названных выше делах на участвовал и не имел возможности опровергать установленные обстоятельства.
Иные доводы административного истца, в том числе ссылка на необходимость применения к спорным правоотношениям тарифов на водоснабжение и водоотведение в соответствии с приказом от 14.12.2018 в„– 33/40 (первоначальная редакция), которым установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019 - 2021 годы для МУП "Губкин Сервис", применительно к настоящему делу правового значения для его разрешения не имеют и основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Значение компонента на тепловую энергию в двухкомпонентном тарифе на горячую воду административный истец не оспаривал.
Также суд обращает внимание, что на день обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением оспариваемый Приказ от 14.12.2018 в„– 33/111 утратил свою силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в нем. Однако судом не прекращено производство по делу, поскольку установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся к административному истцу, затрагивал его права и законные интересы и выступал угрозой их нарушения.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/111 не противоречит требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Расходы административного истца на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления - 300 руб. не подлежат возмещению (часть 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Г.А.И. о признании не действующим в части приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 в„– 33/111 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" потребителям Белгородской области, на 2019 - 2021 годы" (в ред. от 27.09.2019, 20.12.2019, 18.12.2020, 07.12.2021) со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (www.zakon.belregion.ru).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.
Судья
Е.В.СОТНИКОВА
Решение в окончательной форме принято 28.03.2023
------------------------------------------------------------------