По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Белгородского областного суда от 19.01.2023 по делу N 3а-11/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими: п. 849 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2017 N 428-р ; п. 849 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2018 N 500-р; п. 883 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 22.11.2019 N 742-р; п. 891 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 19.11.2020 N 650-р; п. 918 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26.11.2021 N 790-р>
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 января 2023 г. по делу в„– 3а-11/2023
Дело (УИД) в„– 31OS0000-01-2022-000194-27
Белгородский областной суд в составе
судьи Каюкова Д.В.
с ведением протокола секретарем З.Я.Г., помощником судьи С.А.В.,
с участием представителей административного истца - П.В.И., административного ответчика - Г.А.Д., прокурора Мелиховой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.Г.А. о признании распоряжений Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 г. в„– 428-р, от 29 ноября 2018 г. в„– 500-р, от 22 ноября 2019 г. в„– 742-р, от 19 ноября 2020 г. в„– 650-р, от 26 ноября 2021 г. в„– 790-р не действующими в части,
установил:
Ф.Г.А. является собственником нежилого помещения (кадастровый в„– <...>) по адресу: <...>.
Нежилое помещение включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость:
распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее - Департамент) от 29 ноября 2017 г. в„– 428-р - на 2018 г. (п. 849 перечня в редакции распоряжения от 27 декабря 2017 г. в„– 504-р);
распоряжением Департамента от 29 ноября 2018 г. в„– 500-р - на 2019 г. (п. 849 перечня);
распоряжением Департамента от 22 ноября 2019 г. в„– 742-р - на 2020 г. (п. 883 перечня);
распоряжением Департамента от 19 ноября 2020 г. в„– 650-р - на 2021 г. (п. 891 перечня);
распоряжением Департамента от 26 ноября 2021 г. в„– 790-р - на 2022 г. (п. 918 перечня).
Дело возбуждено по административному исковому заявлению Ф.Г.А., поданному 20 октября 2022 г. и уточненному впоследствии, в котором она, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, отсутствие оснований для включения нежилого помещения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и, как следствие, нарушение своих прав как налогоплательщика, требовала признать указанные нормативные правовые акты не действующими с момента их принятия в части включения нежилого помещения в утвержденные перечни.
В судебное заседание административный истец не явилась. Извещение о времени и месте судебного заседания направлено ей заказным письмом, которое доставлено в отделение почтовой связи по ее месту жительства, не получено ею в срок хранения судебной корреспонденции и по этой причине возвращено суду. В обоснование исковых требований представила объяснения в письменной форме.
Представитель административного истца поддержал предъявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области (административный ответчик) возражала против удовлетворения административного иска, полагала, что нормативные правовые акты в оспоренной части изданы в соответствии с законом и полученной информацией о нежилом помещении, которое включено в перечни по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель Прокуратуры Белгородской области поддержала позицию административного ответчика, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Исследовав данные объяснения и письменные доказательства, суд принимает следующее решение.
Установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (п. "и" ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) устанавливает систему и виды налогов, общие принципы налогообложения в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов (п. 2 ст. 1 НК Российской Федерации).
Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п.п. 1, 3 ст. 3 НК Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 15, п. 1 ст. 399 НК Российской Федерации).
Налогоплательщиками названного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК Российской Федерации (ст. 400 НК Российской Федерации).
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК Российской Федерации, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости таких объектов налогообложения (ст. 402, действовавшая до 1 января 2021 г., ст. 403 НК Российской Федерации), а налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 2% (пп. 2 п. 2 ст. 406 НК Российской Федерации).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на этот налоговый период (п. 7 ст. 378.2 НК Российской Федерации).
Нормативный правовой акт по вопросам налогов признается в судебном порядке не соответствующим НК Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 6 НК Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства.
На территории Белгородской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 г. (закон Белгородской области от 2 ноября 2015 г. в„– 9).
Городской округ "Город Белгород" входит в состав Белгородской области (ст. 2 закона Белгородской области от 20 декабря 2004 г. в„– 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района").
На территории городского округа "Город Белгород" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, по которому налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая ставка определена в размере 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК Российской Федерации. В остальных случаях налоговая ставка определена в меньшем размере (решение Совета депутатов г. Белгорода от 24 ноября 2015 г. в„– 303 "О налоге на имущество физических лиц").
Департамент (с 1 января 2022 г. переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области) как орган исполнительной власти Белгородской области был уполномочен на формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК Российской Федерации. По этим вопросам Департамент издавал распоряжения, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, государственными органами, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями Белгородской области, иными лицами в случаях, установленных нормативными правовыми актами (постановление Правительства Белгородской области от 1 июня 2015 г. в„– 218-пп; п.п. 3.1.9, 4.2.1 положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 23 июля 2012 г. в„– 306-пп; распоряжение Правительства Белгородской области от 29 ноября 2021 г. в„– 589-рп).
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждена принадлежность административному истцу на праве собственности (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ) упомянутого выше нежилого помещения площадью <...> м2, расположенного в многоквартирном доме с кадастровым в„– <...>.
Нежилое помещение включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 - 2022 г.г., утвержденные оспоренными нормативными правовыми актами.
Распоряжение Департамента от 29 ноября 2017 г. в„– 428-р официально опубликовано 30 ноября 2017 г. на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" www.zakonbelregion.ru и вступило в силу со дня официального опубликования. Распоряжение Департамента от 27 декабря 2017 г. в„– 504-р официально опубликовано в день его издания в том же источнике.
Распоряжение Департамента от 29 ноября 2018 г. в„– 500-р официально опубликовано в день его издания в том же источнике, вступило в силу со дня официального опубликования.
Распоряжение Департамента от 22 ноября 2019 г. в„– 742-р официально опубликовано 29 ноября 2019 г. в том же источнике, вступило в силу со дня официального опубликования.
Распоряжение Департамента от 19 ноября 2020 г. в„– 650-р официально опубликовано 26 ноября 2020 г. в том же источнике, вступило в силу со дня официального опубликования.
Распоряжение Департамента от 26 ноября 2021 г. в„– 790-р официально опубликовано 3 декабря 2021 г. в том же источнике, вступило в силу со дня официального опубликования.
Суд признает указанные распоряжения принятыми в пределах полномочий Департамента с соблюдением предусмотренной законом процедуры, требований к форме и виду нормативных правовых актов, правил введения их в действие.
Процедура принятия и введения в действие распоряжений Департамента от 29 ноября 2017 г. в„– 428-р, от 29 ноября 2018 г. в„– 500-р, от 22 ноября 2019 г. в„– 742-р, от 19 ноября 2020 г. в„– 650-р, полномочия Департамента проверены судом ранее при рассмотрении административных дел 31OS0000-01-2019-000020-16, 31OS0000-01-2020-000024-20, 31OS0000-01-2020-000169-70, 31OS0000-01-2021-000034-06. Судебные акты по этим делам, вступившие в законную силу, содержали выводы о соблюдении соответствующих норм закона.
Оснований для признания распоряжений в оспоренной части не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающими права административного истца не имеется.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации).
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК Российской Федерации).
Вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 378.2 НК Российской Федерации). Такой порядок утвержден постановлением Правительства Белгородской области от 1 июня 2015 г. в„– 218-пп (далее - Порядок определения вида фактического использования).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе по многоквартирному дому (кадастровый в„– <...>) и земельному участку (кадастровый в„– <...>), на котором он расположен, письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Белгородской области) от 7 декабря 2022 г. нежилое помещение имело назначение "нежилое", разрешенное использование "нежилое", наименование "нежилое помещение". Эти характеристики по состоянию на 2018 - 2022 г.г. не изменялись.
Объем сведений, содержавшихся в Едином государственном реестре недвижимости, позволял Департаменту - исходя из пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации - определить назначение, разрешенное использование или наименование нежилого помещения по документам его технического учета (инвентаризации).
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, письма ГУП "Белоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что нежилое помещение использовалось как магазин с основной торговой площадью <...> м2, вспомогательной торговой площадью <...> м2, основной складской площадью <...> м2, вспомогательной складской площадью <...> м2 (всего <...> м2). Иные документы технического учета (инвентаризации) нежилого помещения не изготавливались.
Использование Департаментом приведенных сведений технического учета для включения нежилого помещения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не противоречило пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации, поскольку такие сведения являлись самостоятельным и достаточным основанием для включения нежилого помещения в соответствующий перечень.
Обоснованность включения нежилого помещения в указанные перечни не опровергнута иными доказательствами.
Из протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения (создана распоряжением Департамента от 5 сентября 2016 г. в„– 306-р) от 27 октября 2017 г. в„– 2 следует, что вид фактического использования нежилого помещения - для торговли - определен по результатам его обследования, которые не обжаловались административным истцом в комиссию в соответствии с п. 10 Порядка определения вида фактического использования.
Ссылки административного истца на то, что осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не проводится с 1 января 2013 г. (ч. 8 ст. 47 Федерального закона "О кадастровой деятельности"), фактическое использование нежилого помещения определено формально, без учета норм Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ст. 2), НК Российской Федерации (ст. 346.43), Национального стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения" (ГОСТ Р 51303-2013), содержащих понятия "торговый объект", "магазин" и "площадь торгового зала", не влекут удовлетворения административного иска, поскольку для включения нежилого помещения в упомянутые перечни имелись достаточные сведения из документов технического учета.
Из административного искового заявления, объяснений представителя административного истца и предъявленных им письменных доказательств усматривается, что нежилое помещение площадью <...> м2 передавалось в аренду: для организации магазина продовольственных товаров (в том числе розничной продажи крепких алкогольных напитков), а также для осуществления коммерческой, административно-хозяйственной и иной связанной с этим деятельности (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в„– <...>); для использования под аптеку (аптечный пункт) (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ); для размещения банковского офиса и устройств самообслуживания (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ); для организации магазина-пункта выдачи товаров (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в„– <...>, действующий по настоящее время).
Содержание договоров аренды не свидетельствует о незаконности включения нежилого помещения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В дополнение суд отмечает, что Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" (ст. 55) аптека и аптечных пункт отнесены к аптечным организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами населению.
При установленных обстоятельствах административный иск не подлежит удовлетворению (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации), а расходы административного истца на уплату государственной пошлины за его подачу не подлежат возмещению (ст. 111 КАС Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Ф.Г.А. о признании не действующими:
п. 849 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 г. в„– 428-р (в редакции распоряжения от 27 декабря 2017 г. в„– 504-р);
п. 849 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2018 г. в„– 500-р;
п. 883 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 22 ноября 2019 г. в„– 742-р;
п. 891 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 19 ноября 2020 г. в„– 650-р;
п. 918 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 26 ноября 2021 г. в„– 790-р.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Д.В.КАЮКОВ
Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2023 г.
------------------------------------------------------------------