Типы документов



Решение Белгородского городского Совета от 28.03.2023 N 687 "О деятельности Контрольно-счетной палаты города Белгорода в 2022 году"



БЕЛГОРОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2023 г. в„– 687

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ ГОРОДА БЕЛГОРОДА В 2022 ГОДУ

В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Белгорода, утвержденным решением Белгородского городского Совета от 28 сентября 2021 года в„– 421, рассмотрев отчет Контрольно-счетной палаты города Белгорода о деятельности в 2022 году, Белгородский городской Совет решил:

1. Отчет Контрольно-счетной палаты города Белгорода о деятельности в 2022 году принять к сведению (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

3. Опубликовать решение в газете "Наш Белгород" и разместить на официальном сайте "Белгородский городской Совет" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председатель
Белгородского городского Совета
В.В.РАДЧЕНКО

Секретарь сессии
В.И.СКУРЯТИН





Приложение
к решению
Белгородского городского Совета
от 28 марта 2023 года в„– 687

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ГОРОДА БЕЛГОРОДА В 2022 ГОДУ

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Белгорода (далее - КСП города Белгорода, Палата) подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон в„– 6-ФЗ), статьей 21 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Белгородского городского Совета от 28.09.2021 в„– 421 (далее - Положение о КСП города Белгорода), а также стандартом организации деятельности "Подготовка годового отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты города Белгорода".

1. Общие положения

В отчете отражены результаты деятельности КСП города Белгорода по реализации задач, возложенных на Палату Бюджетным кодексом РФ (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ), Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области, муниципальными правовыми актами городского округа "город Белгород".
--------------------------------
<1> 1 Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральный закон от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

КСП города Белгорода обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты.
Штатная численность КСП города Белгорода в 2022 году составляла 13 человек. Председатель, заместитель председателя и аудиторы замещают муниципальные должности. Работники аппарата Палаты являются муниципальными служащими.
В КСП города Белгорода проводится системная работа по повышению профессиональных компетенций сотрудников, необходимых не только для эффективной реализации всего спектра полномочий, возложенных на Палату, но и в целом для деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля. В 2022 году повышена профессиональная компетенция 7 сотрудников КСП города Белгорода, в том числе:
- по программе повышения квалификации в Москве в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В.Плеханова" по теме "Современные тенденции совершенствования методологии и практики внешнего муниципального финансового контроля" - 1 сотрудник (очно);
- по программе "Сметное дело. Гранд-Смета" в ЧУ ДПО "ЭмМенеджмент" г. Екатеринбурга - 1 сотрудник (заочно);
- по программе повышения квалификации в Белгороде в ФГАОУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" "Управление государственными и муниципальными закупками" - 2 человека (очно-заочная форма обучения);
- по программе повышения квалификации в ФГБОУВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" по теме "Государственный (муниципальный) аудит в строительстве. Ценообразование и сметное дело в строительстве" - 3 сотрудника (заочно).
Кроме того, 10 сотрудников КСП (один и тот же специалист мог участвовать в одном, нескольких, во всех вебинарах) приняли участие в 6-ти обучающих вебинарах, в том числе 2-х - в формате круглого стола, по вопросам осуществления финансового контроля.
Приоритетным направлением в деятельности Палаты в отчетном периоде являлось обеспечение контроля за законностью использования средств бюджета городского округа "Город Белгород", целевым и эффективным использованием муниципальных ресурсов как на стадии планирования, так и в процессе исполнения бюджета. План работы КСП города Белгорода на 2022 год исполнен.

2. Общие итоги деятельности

При планировании деятельности КСП города Белгорода на 2022 год были учтены:
- предложения главы администрации города Белгорода;
- совместные контрольные мероприятия с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - Союз МКСО) и Контрольно-счетной палатой Белгородской области;
- обращения граждан.
В течение 2022 года в План КСП города Белгорода вносились изменения в связи с обращением главы администрации города Белгорода и прокуратуры города Белгорода.
Основные итоги работы КСП города Белгорода за 2022 год характеризуются следующими показателями: всего проведено 127 мероприятий, в том числе 17 контрольных, из них 1 - совместное с Контрольно-счетной палатой Белгородской области, 2 - совместных с Прокуратурой города Белгорода, 3 - параллельных с Контрольно-счетной палатой Белгородской области и 110 экспертно-аналитических мероприятий. Мероприятия проводились с элементами аудита в сфере закупок, стратегического аудита, аудита эффективности использования бюджетных средств.
Объем проверенных средств составил 4889923,67 тыс. рублей, в том числе бюджетных - 4842372,73 тыс. рублей.
По результатам проведенных контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий установлено 1522 нарушений, недостатков, рисков на общую сумму 138187,58 тыс. рублей.
В целях обеспечения единого подхода к оценке выявляемых нарушений и недостатков, а также обобщения результатов внешнего муниципального финансового контроля КСП применяется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 22.12.2021 (протокол в„– 11-СКСО).
Систематизация нарушений позволяет выявить наиболее часто встречающиеся нарушения, усилить контроль и принять решение о наиболее эффективном способе их профилактики.
Анализ структуры выявленных нарушений в суммовом выражении:
- Нарушения при формировании и исполнении бюджета -
77969,4 тыс. рублей,
в том числе необоснованные (неправомерные) расходы -
73301,7 тыс. рублей;
- Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности -
8120,3 тыс. рублей;
- Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью -
4223,0 тыс. рублей;
- Нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц -
17985,47 тыс. рублей;
- Иные нарушения - 3988,8 тыс. рублей.
- Нецелевое использование бюджетных средств - 25900,61 тыс. рублей.
Наибольший объем нарушений (77969,4 тыс. рублей, или 56%) - это нарушения при формировании и исполнении бюджетов. Наиболее финансовоемкими в этой категории стали нарушения вследствие несоблюдения установленных норм при формировании перечня объектов благоустройства, повлекшие неправомерные расходы бюджета в сумме 42638,5 тыс. рублей.
Объем неэффективных расходов составил 45813,78 тыс. рублей, что в 3,9 раза больше, чем в 2021 году.
Среди неэффективных расходов стоит отметить:
- избыточные расходы бюджета на приобретение оборудования вследствие допущенных нарушений при проведении конъюнктурного анализа в сумме 23518,79 тыс. рублей (51,3% от объема неэффективных расходов);
- расходование бюджетных средств в сумме 9800,1 тыс. рублей (21,4% от объема неэффективных расходов) на реконструкцию школьного спортивного ядра, который после завершения работ не может использоваться вследствие непринятия мер по переносу силового кабеля (проходит через стадион) во время производства работ;
- расходование бюджетных средств в сумме 6983,6 тыс. рублей (15,2% от объема неэффективных расходов) на благоустройство территорий 2-х образовательных учреждений в 2021 году, в рамках реализации инициативных проектов, в которых в 2022 году проведен капитальный ремонт;
- досрочное расторжение 93-х социальных контрактов на общую сумму 900,9 тыс. рублей за неисполнение программ социальной адаптации (в части трудоустройства) получателями социальной помощи, что обусловлено отсутствием нормативного закрепления ответственности граждан за соблюдение условий заключенных контрактов.
В целях предотвращения в дальнейшем неправомерного, неэффективного, нецелевого расходования бюджетных средств, устранения выявленных нарушений и недостатков Палатой принимались меры, предусмотренные законодательством:
- по результатам контрольных мероприятий в адрес объектов контроля в отчетный период вынесено 27 представлений;
- в течение года информации о результатах проведенных мероприятий направлялись в Белгородский городской Совет и главе администрации города Белгорода.
По итогам рассмотрения направленных материалов главой администрации города Белгорода было инициировано 3 совещания, в которых сотрудники Палаты приняли участие.
Во исполнение представлений КСП города Белгорода руководителями объектов контроля разрабатываются меры по устранению нарушений, организуется претензионная работа по взысканию штрафных санкций, лица, допустившие нарушения, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
На момент формирования настоящего отчета устранено нарушений и недостатков на сумму 9833,26 тыс. рублей, возвращено в бюджет 530,04 тыс. рублей, к 3-м должностным лицам объектов контроля применены меры дисциплинарной ответственности, 11-ти - снижен размер ежеквартальной премии.
Выполнение 9-ти представлений остается на контроле КСП города Белгорода, в том числе по двум.

3. Экспертно-аналитическая деятельность

Предметом организации экспертно-аналитических мероприятий являются: организация бюджетного процесса в городском округе, порядок формирования, управления и распоряжения средствами бюджета городского округа, собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции КСП города Белгорода, в том числе влияющие на формирование и исполнение бюджета городского округа.
За отчетный период проведено 10 экспертно-аналитических мероприятий, а также 100 экспертиз проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в частности проведена экспертная оценка проекта бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и на плановый период.
В рамках экспертно-аналитического направления деятельности подготовлены заключения:
- на отчет об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" за 2021 год (1 квартал, полугодие, 9 месяцев);
- о внесении изменений в решение Белгородского городского Совета от 22 декабря 2021 года в„– 470 "О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов;
- на проекты муниципальных правовых актов города Белгорода, в том числе муниципальных программ.
В ходе экспертизы проекта бюджета на 2023 год проконтролировано соблюдение основных требований, параметров и ограничений, установленных БК РФ, проанализированы прогнозные показатели по каждому источнику доходов, даны предложения утвердить прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества городского округа "Город Белгород" на срок действия бюджета городского округа "Город Белгород"; в связи с вступлением в силу с 1 января 2023 года Федерального закона от 30 апреля 2022 года в„– 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 24.05.2022 в„– 82н, внести соответствующие изменения в решение Белгородского городского Совета "О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" в части расходования средств бюджета на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки; в рамках поставленной задачи по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа, а также выполнения соглашения о предоставлении бюджету городского округа бюджетного кредита из областного бюджета для погашения долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, принимать меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и снижение уровня муниципального долга.
3.2. С ежеквартальной периодичностью подготовлена информация о работе КСП города Белгорода.
3.3. Проведен анализ правовых актов и других документов главных администраторов средств бюджета городского округа "Город Белгород" по проведению внутреннего финансового аудита.
3.4. Проведен мониторинг реализации национальных проектов в городском округе "Город Белгород" в 2022 году.
3.5. Осуществлен аудит закупок в учреждениях дополнительного образования, подведомственных управлению образования администрации города Белгорода, реализующих программы спортивной направленности.
Практически все внесенные Палатой предложения учтены при принятии документов.

4. Контрольная деятельность

В 2022 году Палатой проведено 17 контрольных мероприятий в отношении 21-го объекта контроля, среди которых 2 муниципальных казенных учреждений (1 учреждение - 6 проверок), 3 муниципальных бюджетных учреждения (1 учреждение - 2 проверки), 4 функциональных органов администрации города Белгорода (администрация города - 5 проверок, департамент городского хозяйства администрации города - 3 проверки).
Проведенные в отчетном периоде контрольные мероприятия были направлены на оценку правомерности и эффективности использования бюджетных средств и собственности, а также предусматривали выявление рисков, способных повлиять на эффективность (результативность) расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества. В своей работе мы также применяем риск-ориентированный подход, т.е. с учетом имеющейся статистики нарушений сопровождаем в течение нескольких лет ряд направлений, с целью добиться положительных изменений в этих секторах.

4.1. Внешняя проверка бюджетной отчетности главных
распорядителей (распорядителей), администраторов доходов
и получателей бюджетных средств

В целях последующего контроля исполнения бюджета городского округа проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов средств бюджета. По итогам внешней проверки проверено соответствие отчета требованиям Бюджетного кодекса и Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе "Город Белгород", соблюдение требований и ограничений, установленных БК РФ, а также соответствие отчетности, представленной главными администраторами бюджетных средств. С учетом результатов внешней проверки подготовлено Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" за 2021 год.
Установлено, бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств содержит в основном все формы, предусмотренные п. 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 в„– 191н (далее - Инструкция в„– 191н). Показатели, отраженные в бюджетной отчетности, в общем соответствуют показателям, утвержденным решением Белгородского городского Совета от 24.12.2019 в„– 187 "О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов".
Исполнение бюджета составило:
- по доходам 17222047,6 тыс. рублей, по расходам 17078536,4 тыс. рублей, превышение доходов над расходами сложилось в сумме 143511,2 тыс. рублей;
- предельные объемы муниципальных заимствований, муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга по итогам исполнения бюджета за 2021 год не превышают ограничения, установленные БК РФ;
- расходы на обслуживание муниципального долга и долговая нагрузка на бюджет городского округа "Город Белгород" снизились.
Расходы по уплате пени и штрафов составили в 2021 году 229478,6 тыс. рублей (из них бюджетных и автономных учреждений - 2316 тыс. рублей, казенных учреждений - 227162,6 тыс. рублей), на оплату судебных расходов - 13917,7 тыс. рублей, что не отвечает принципу эффективности (результативности) использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Выявленные нарушения при составлении отдельных форм годовой бюджетной отчетности на качество исполнения бюджета городского округа за 2020 год не повлияли. Критическое несоблюдение контрольных соотношений между показателями форм бюджетной отчетности, влияющее на достоверность бюджетной отчетности, не установлено.
Даны предложения комитету финансов и бюджетных отношений и главным администраторам бюджетных средств по совершенствованию бюджетного процесса, принять меры по недопущению при последующей подготовке бюджетной отчетности недостатков, установленных в ходе настоящей проверки, повысить качество управления муниципальными финансами в части:
- повышения эффективности администрирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород";
- обеспечения эффективного использования средств бюджета городского округа "Город Белгород";
- недопущения роста кредиторской задолженности;
- уменьшения внутреннего муниципального долга;
- разработчикам и исполнителям муниципальных программ провести инвентаризацию всех действующих программ в части конечных целей их реализации, потребности в финансовых средствах, своевременно вносить изменения в муниципальные программы в соответствии с объемом финансирования, установленным Решением о бюджете.
Администрацией города Белгорода предложения Палаты рассмотрены и учтены в дальнейшей работе.

4.2. Анализ состояния муниципального долга
городского округа "Город Белгород"

Основной задачей долговой политики городского округа в 2021 году являлось обеспечение сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" при безусловном обслуживании и выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ.
По состоянию на 1 января 2022 года размер муниципального долга составил 2853306,2 тыс. рублей, из них:
- кредиты, полученные городским округом от кредитных организаций РФ, - 2795000,0 тыс. рублей, что составляет 98,0 процента общего объема муниципального долга;
- муниципальные гарантии, предоставленные городским округом "Город Белгород", - 58306,2 тыс. рублей (2,0 процента).
Доля муниципального долга в общем объеме доходов бюджета городского округа без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета) по итогам 2021 года составляет 54,4 процента и исполняет требования ст. 107 Бюджетного кодекса РФ.
В 2021 году в соответствии с утвержденной Программой внутренних заимствований в городском округе долговые обязательства осуществлялись в виде обязательств по кредитам от кредитных организаций в валюте РФ и бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Начиная с 2018 года, прослеживается устойчивое снижение разницы между полученными кредитами кредитных организаций и погашенными кредитами. Объем привлекаемых бюджетом городского округа коммерческих займов погашается в основном путем привлечения новых кредитов от кредитных организаций и бюджетных кредитов.
В 2021 году заключено 4 муниципальных контракта на оказание услуги по предоставлению кредитных ресурсов с ПАО "Сбербанк России", ПАО Банк "ФК "Открытие" и ПАО "Банк ВТБ" в общей сумме 2310000,0 тыс. рублей.
Бюджетные кредиты в 2021 году для частичного покрытия дефицита бюджета и покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, предоставлялись в соответствии с установленным лимитом в сумме 425000,0 тыс. рублей.
Просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату кредитов не имеется.
В 2021 году исполнялась муниципальная гарантия в обеспечение обязательств по кредитному договору МКП "Белгорзеленхоз" - на реализацию инвестиционного проекта по строительству тепличного комплекса для производства сельскохозяйственной продукции со сроком - до 10 лет 3 месяцев (до 20.10.2023). В отчетном году исполнение гарантом обязательства по выданной муниципальной гарантии не осуществлялось в связи с исполнением принципалом гарантийных обязательств самостоятельно. Объем обязательств по муниципальной гарантии на 1 января 2022 года составил 58306,2 тыс. рублей.
Расходы бюджета городского округа "Город Белгород" на обслуживание муниципального долга за 2021 год составили 148709,7 тыс. рублей, или 98,7 процента плановых бюджетных назначений на данные цели.
Общий объем расходов на обслуживание муниципального долга составил 2,2 процента объема расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ, и не превысил нормы (15,0 процента), установленной ст. 111 Бюджетного кодекса РФ.

4.3. Проверка финансово-хозяйственной деятельности
и использования муниципального имущества МБУДО "ДЮСШ" в„– 2
в 2021 году и текущем периоде 2022 года

В рамках контрольного мероприятия проверено 63907,8 тыс. рублей.
МБУДО "ДЮСШ" в„– 2 - (далее - Учреждение) реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков.
Наибольшая доля нарушений допущена при расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в частности:
1. Наименование муниципальной услуги, а также утвержденные муниципальным заданием показатели качества и объема (содержания) муниципальной услуги по реализации программ спортивной подготовки не соответствуют общероссийскому базовому (отраслевому) перечню (классификатору) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.
2. Отсутствуют документы по утверждению управлением образования администрации города Белгорода значений базового норматива затрат на оказание муниципальных услуг, территориального корректирующего коэффициента, а также отраслевого корректирующего коэффициента, учитывающего показатели отраслевой специфики.
3. Нормативные затраты на 2022 год не утверждены и, соответственно, не использовались при формировании обоснований бюджетных ассигнований.
4. Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания Учреждения не обоснован, что не позволяет сделать вывод о его достаточности (отсутствуют расчеты объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания Учреждения на 2021 - 2022 годы).
5. Установлены нарушения при осуществлении закупочной деятельности в части заключения договоров с авансовым платежом в размере 100,0 процента, отсутствия в контрактах условий о неизменности цены и ее определения на весь срок контракта.
Во исполнение представления муниципальное задание Учреждения на 2022 год приведено в соответствие с действующим законодательством, учтены требования о недопустимости нарушения норм нормативных правовых актов в сфере закупок, замечания об обязательном официальном опубликовании документов, характеризующих деятельность Учреждения.

4.4. Проверка эффективности формирования, управления
и распоряжения муниципальной собственностью
в 2020 - 2021 годах

Проверка проведена совместно с Контрольно-счетной палатой Белгородской области.
Объектом проверки являлся комитет имущественных и земельных отношений.
Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в 2020 году сложились в сумме 650406,7 тыс. рублей, или 105,6% к утвержденным бюджетным назначениям, в 2021 году - 601050,3 тыс. рублей, или 106,0%.
В ходе контрольного мероприятия выявлены отдельные нарушения и недостатки.
Учет и ведение Реестра муниципальной собственности не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 в„– 424. Реестр не содержал полной и достоверной информации об имуществе: установлено отсутствие сведений о 4 земельных участках, продолжали числиться проданные объекты, показатели площади 9 земельных участков не соответствуют значению из ЕГРН и другие.
В части распоряжения земельными ресурсами установлен ряд нарушений. По 3 договорам аренды земельного участка размер платы установлен ниже размера налога; расчет арендной платы производился с постановлением Правительства Белгородской области, утратившим силу с 01.01.2018; размер арендной платы не индексировался на размер уровня инфляции и другие.
Также установлены отдельные нарушения при начислении арендной платы за муниципальное имущество и земельные участки, проведении процедур приватизации имущества, ведении реестра муниципальной собственности, осуществлении полномочий собственника имущества муниципальных унитарных предприятий, предоставлении имущества в безвозмездное пользование, осуществлении контроля за сохранностью и использованием имущества по назначению.
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой Белгородской области направлено представление администрации города Белгорода.
В целях исполнения представления администрацией города направлены исковые заявления в суд для взыскания причиненных убытков. В настоящее время 6 дел находятся в производстве. Обеспечен возврат в бюджет города 449,74 тыс. рублей.
Исполнение представления остается на контроле КСП города Белгорода.

4.5. Анализ полноты и своевременности приема в муниципальную
собственность городского округа объектов завершенного
строительства, реконструкции и капитального ремонта за счет
бюджетных средств в 2019 - 2021 годах

Объем проверенных средств составил 141639,02 тыс. рублей.
Проверка проведена выборочно по объектам, включенным в пообъектный перечень капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта городского округа "Город Белгород" 2019 - 2021 годов.
Порядок формирования титульного списка, в силу давности принятия, не соответствует нормам действующего законодательства, а также фактической деятельности администрации города по данному направлению, некоторые положения Порядка формирования не актуальны.
Наименование объектов, утверждаемых пообъектным перечнем, в нарушение понятий строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенных Градостроительным кодексом РФ, в дальнейшем приводит к неправильному отражению произведенных операций в бухгалтерском учете и учете имущества казны.
Проверкой установлено направление бюджетных инвестиций в объекты, не являющиеся муниципальной собственностью (восстановление системы канализации в жилого доме, демонтаж объекта незавершенного строительства, работы по ремонту аварийного участка электрического кабеля от ВРУ жилого дома до молодежного библиотечного центра и др.).
Неправомерные (нецелевые) расходы бюджета в проверяемом периоде по объектам, не являющимся муниципальной собственностью, составили 3773,56 тыс. рублей.
Отсутствие Порядка при приеме имущества, приобретенного в рамках строительства и реконструкции, осуществленных за счет бюджетных средств, повлекло несоблюдение сроков направления документов, принятие решений по вопросу управления и распоряжения объектами муниципальной собственности структурными подразделениям администрации, не имеющими таких полномочий, и как следствие большая часть объектов, построенных и реконструированных в 2019 - 2021 г.г., по состоянию на 1 июля 2022 года не переданы в собственность городского округа "Город Белгород", не определен балансодержатель данного имущества, не заключены договоры о его передаче на содержание и обслуживание.
Из 28 объектов, выборочно проверенных в ходе контрольного мероприятия, 13 объектов введены в эксплуатацию, используются по назначению, подлежит передаче в муниципальную собственность. На 1 июля 2022 года только по 4 объектам принято решение о приеме в муниципальную собственность, из них по 1 объекту - передано только оборудование. Объекты не находятся на техническом обслуживании, не осуществляется их санитарное содержание, что ведет к потере их потребительских и эксплуатационных характеристик.
Направлено представление в адрес администрации города для устранения выявленных нарушений.
Во исполнение представления издано постановление администрации города, регламентирующие порядок приема в муниципальную собственность имущества, приобретенного в рамках строительства, реконструкции и капитального ремонта за счет бюджетных средств, учтены требования Градостроительного кодекса о формировании пообъектного перечня.
Исполнение представления остается на контроле КСП города Белгорода.

4.6. Проверка использования средств бюджета городского
округа, направленных на обеспечение деятельности
администрации города Белгорода в 2021 году
и текущем периоде 2022 года

Объем проверенных средств составил 634194,6 тыс. рублей. Администрация города осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета городского округа "Город Белгород" в отношении двух муниципальных автономных учреждений: "Институт муниципального развития и социальных технологий", "Белгород-Медиа", пяти муниципальных казенных учреждений: "Управление по обеспечению деятельности администрации города Белгорода", "Управление капитального строительства" Администрации города Белгорода, "Муниципальная стража администрации города Белгорода", "Городской жилищный фонд", "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Белгорода".
В соответствии с соглашением от 20 августа 2019 года б/н функции по ведению бухгалтерского учета, составлению бюджетной отчетности исполняет МКУ "Центр бухгалтерского учета города Белгорода".
В структуре расходов администрации города в 2021 году программные мероприятия составили 18,8 процента общей суммы расходов (74397,7 тыс. рублей), непрограммные - 81,2 процентов (320440,6 тыс. рублей); за 5 месяцев 2022 года программные мероприятия составили 29,0 процента (69506,3 тыс. рублей), непрограммные - 71,0 процента (169850,0 тыс. рублей).
По итогам контрольного мероприятия установлены отдельные нарушения законодательства о закупках при заключении муниципальных контрактов/договоров в части отсутствия в них обязательных условий; по семи контрактам не проводилась экспертиза результатов части контрактов; при заключении контракта по результатам электронного аукциона поставщику неправомерно предоставлены преференции.
Нормативные затраты на обеспечение функций администрации города и подведомственных ей муниципальных казенных учреждений не размещены в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru). В отсутствие правовых оснований на исполнение функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в 2021 году администрацией города (в лице управ) произведено благоустройство 7-ми дворовых территорий.
В нарушение требований бухгалтерского учета списание призов и подарков, "израсходованных" при проведении различных мероприятий, осуществлялось без оформления первичных документов.
Для устранения нарушений направлено представление администрации города Белгорода.
Во исполнение представления возвращено в бюджет города 20,2 тыс. рублей, обеспечено размещение нормативных затрат на обеспечение функций администрации города и подведомственных ей муниципальных казенных учреждений в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru); по заявлению администрации города Белгорода осуществлен возврат уплаченной ранее государственной пошлины за совершение нотариальных действий; учтены требования о недопустимости нарушения действующего законодательства в сфере закупок.

4.7. Анализ использования бюджетных средств, направленных
на реализацию инициативных проектов в 2021 году

В 2021 году в городском округе "Город Белгород" реализованы 56 инициативных проектов на сумму 197984,84 тыс. рублей (бюджетных - 197834,0 тыс. рублей), или 89,8 процента утвержденных ассигнований.
По итогам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения и недостатки.
Департаментом городского хозяйства не обеспечена сохранность документов по инициативным проектам ни на бумажном носителе, ни в электронной форме. Информация об инициативных проектах отсутствует на официальном сайте органов местного самоуправления в сети "Интернет". 11 проектов реализованы в нарушение Порядка определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты:
- 6 проектов реализованы в зданиях объектов социальной инфраструктуры (школах и дошкольных образовательных учреждениях);
- 1 проект реализован на земельном участке, который предоставлен в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства по договору от 14.03.2007;
- на 2-х земельных участках реализованы по 2 инициативных проекта на каждом.
В отсутствие правовых оснований в наименования 28 инициативных проектов в ходе их реализации внесены изменения (по 6 объектам изменения носят существенный характер). На дворовой территории в рамках реализации проекта был установлен городской батут стоимостью 40,0 тыс. рублей.
В период проведения контрольного мероприятия полотно батута было порвано. На стадии рассмотрения данного проекта не был проведен анализ целесообразности установки оборудования, требующего постоянных финансовых затрат на техническое обслуживание и приобретение дорогостоящих расходных материалов.
Правовыми актами регионального и муниципального уровней не урегулирована процедура софинансирования и расчета объемов платежей из областного и городского бюджетов при внесении инициативных платежей.
В зданиях 3 дошкольных образовательных учреждений и 1 школы, на территории которых в 2021 году проведено благоустройство в рамках реализации инициативных проектов, в 2022 году начался капитальный ремонт.
Таким образом, произведенные расходы на благоустройство территории МАДОУ д/с в„– 66 "Теремок" в сумме 4773,95 тыс. рублей и благоустройство 2-х игровых площадок МБДОУ д/с в„– 35 в сумме 2209,66 тыс. рублей неэффективны. Для восстановления нарушенного благоустройства дополнительно потребуется выделение бюджетных средств.
По результатам контрольного осмотра территорий установлены повреждения асфальтобетонного покрытия, сколы бортовых камней, частичное разрушение отмостки. Семью муниципальными образовательными учреждениями в условия муниципальных контрактов по благоустройству территорий не включены требования документального оформления возвратного материала, полученного при разборке, с целью дальнейшей его реализации или передачи в переработку. Муниципальными нормативными правовыми актами по реализации инициативных проектов не предусмотрена передача объектов благоустройства на содержание с целью сохранения их эксплуатационных характеристик. В результате по итогам реализации 18 проектов на дворовых территориях не произведена прием-передача объектов внешнего благоустройства собственникам помещений многоквартирного дома и управляющей компании.
Для устранения выявленных нарушений направлены представления департаменту городского хозяйства администрации города Белгорода, управлению образования администрации города Белгорода, МКУ "Управление капитального строительства" Администрации города Белгорода.
Во исполнение представлений МКУ "Управление капитального строительства" Администрации города Белгорода подано исковое заявление в Арбитражный суд Белгородской области о взыскании с недобросовестных подрядчиков пени, также приняты меры по оформлению приема-передачи объектов внешнего благоустройства собственникам помещений многоквартирного дома и управляющей компании по итогам реализации 18 проектов на дворовых территориях; проведена разъяснительная работа с руководителями образовательных учреждений и материально ответственными лицами по вопросу учета возвратного материала при исполнении муниципальных контрактов.
Исполнение представлений остается на контроле КСП города Белгорода.

4.8. Проверка соответствия проектно-сметной документации
и объема фактически выполненных работ при проведении
благоустройства дворовых территорий в г. Белгороде по ул.
Щорса, д. 36 и по бульв. Юности, д. 35в

Проверка проведена в соответствии с обращением депутата Белгородского городского Совета шестого созыва по единому избирательному округу.
По итогам контрольного мероприятия установлено следующее.
1. Дворовая территория по ул. Щорса, 36.
В ходе проверки установлено: подготовка проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству объекта осуществлена специалистом, не имеющим специального профессионального образования. В нарушение требований Градостроительного кодекса сметная стоимость работ по объекту определена на основании сборников федеральных единичных расценок ФЕР 09-08-001-01 при утвержденных ТЕР Белгородской области. Не включены в локальный сметный расчет и не выполнены работы, предусмотренные схемой благоустройства объекта: по устройству покрытия из песка, установке уличных светильников, скамей, урн. Установлены отдельные нарушения законодательства о закупочной деятельности в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок дизайн-проекта благоустройства объекта, необеспечения закупки сертифицированного оборудования детских игровых площадок.
Отсутствует акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. Не произведена передача объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания собственникам помещений многоквартирного дома и управляющей компании.
2. Дворовая территория по бул. Юности, 35в.
Установлено, при визуальном осмотре объекта не выполнены в соответствии со схемой благоустройства работы по устройству одной детской площадки с песчаным покрытием, на двух площадках - песчаное покрытие площадок заменено на покрытие из резиновой крошки. При строительстве не оформлялась исполнительная документация: отсутствуют фотоматериалы скрытых работ, не велся журнал производства работ, журнал операционного и входного контроля, еженедельные отчеты о ходе выполнения работ МБУ УБГБ не представлялись.
Отсутствует акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. Не произведена передача объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания собственникам помещений многоквартирного дома и управляющей компании. При контрольном обмере выявлено завышение объемов выполненных работ, отраженных в актах о приемке выполненных работ.
Департаменту по развитию городских территорий администрации города Белгорода, МБУ УБГБ направлены представления.
Во исполнение представлений МБУ УБГБ в адрес подрядчика направлена претензия о возмещении неосновательно полученных денежных средств; проведено общее собрание собственников многоквартирного дома по ул. Щорса, 36, по итогам которого собственниками принято решение о включении в общедолевую собственность и дальнейшее содержание вновь построенных на дворовой территории объектов благоустройства, учтены требования о недопустимости нарушения действующего законодательства в сфере закупок.
Исполнение представления в адрес МБУ УБГБ остается на контроле КСП города Белгорода

4.9. Анализ использования бюджетных средств, направленных
на оказание государственной социальной помощи на основании
социального контракта отдельным категориям граждан

Мероприятие проводилось параллельно с Контрольно-счетной палатой Белгородской области.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается по следующим мероприятиям:
- поиск работы;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
- ведение личного подсобного хозяйства;
- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В 2021 году заключено 635 социальных контрактов, сумма выплаченной государственной социальной помощи составила 57470,5 тыс. рублей, или 100 процентов бюджетных ассигнований, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 29243,7 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 7773,6 тыс. рублей, за счет средств резервного фонда Правительства РФ - 20453,2 тыс. рублей.
За 8 месяцев 2022 года заключено 342 социальных контракта, фактические расходы составили 56834,2 тыс. рублей, или 98,2 процента бюджетных ассигнований, в т.ч. выплаты по социальным контрактам, заключенным в 2021 году, - 2004,1 тыс. рублей. Расходы федерального бюджета составили 43194,0 тыс. рублей, областного бюджета - 13640,2 тыс. рублей.
Наиболее востребованы: в 2021 году мероприятия по поиску работы - заключен 281 социальный контракт, в 2022 году - возможность начать индивидуальную предпринимательскую деятельность - 204 контракта.
По итогам проверки личных дел граждан и выездных мероприятий установлены отдельные нарушения и недостатки при использовании указанных средств.
Отсутствует административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ввиду отсутствия ответственности получателей государственной социальной помощи за неисполнение социальных контрактов имеют место случаи досрочного расторжения социальных контрактов в одностороннем порядке по причине неисполнения гражданами условий по трудоустройству, а также неисполнения программы социальной адаптации.
Для устранения нарушений направлено представление МКУ "Центр социальных выплат города Белгорода".
Во исполнение представления направлено письмо в Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области об оказании содействия в разработке Регламента, а также по внесению изменений в Порядок.

4.10. Проверка соблюдения бюджетного законодательства
при проведении в 2021 году благоустройства
территории пруда "Болтушка"

Проверка проведена по обращению прокуратуры города Белгорода. Изучены вопросы соблюдения условий муниципальных программ по благоустройству общественной территории, исполнения условий муниципальных контрактов, использования бюджетных средств на выполнение работ по ремонту территории пруда "Болтушка" и передаче объекта благоустройства на содержание. Благоустройство территории пруда "Болтушка" как общественной территории города Белгорода осуществлялось в три этапа: в 2018 году и в 2020 - 2021 годах, с общим объемом финансирования 13562,7 тыс. рублей.
В 2018 году осуществлены работы по благоустройству территории пруда "Болтушка" за счет средств бюджета городского округа в объеме 400,0 тыс. рублей, выполнены работы по устройству покрытий из тротуарной плитки (214,2 кв. м) с установкой бортовых камней (36,0 м).
В 2020 году муниципальным заказчиком - МКУ УКС (подрядчик - ООО "Завод Арбет") выполнены работы по благоустройству территории пруда "Болтушка" на общую сумму 6470,1 тыс. рублей, из них средства бюджета Белгородской области - 5823,1 тыс. рублей (90,0%), бюджета городского округа - 647,0 тыс. рублей (10,0%). Выполнены работы по установке бортовых камней (1359,0 м), устройству тротуарной плитки (420,0 кв. м), устройству асфальтобетонного покрытия (699,0 кв. м), установке опор освещения с кронштейнами (19 шт.) и светильниками (38 шт.).
В 2021 году муниципальным заказчиком - МКУ УКС работы по благоустройству территории пруда "Болтушка" выполнялись в 2 этапа: "завершение работ" (основные работы) и "дополнительные работы в„– 2": основные работы на сумму 5019,4 тыс. рублей, дополнительные работы на сумму 1673,2 тыс. рублей. В ходе работ обустроены лестничные сходы, устроены рыбацкие мостики, спортивные площадки, МАФы.
В ходе контрольного мероприятия установлено отсутствие порядка проведения отбора общественных территорий для формирования адресного перечня на проведение работ по комплексному благоустройству. Муниципальные контракты заключены на "ремонт общественной территории" при том, что паспортами федерального и муниципального программных документов предусматриваются работы по "благоустройству общественных территорий". Не исполнена претензия заказчика об уплате пени за нарушение сроков исполнения муниципального контракта (основные работы) в размере 36,3 тыс. рублей. В отсутствие заключенного дополнительного соглашения заказчиком приняты и оплачены работы, не соответствующие условиям муниципального контракта на основные работы (за счет уменьшения объемов одних видов работ и увеличения объемов по другим видам работ в пределах стоимости контракта). Отсутствует акт приемки законченного строительством объекта по муниципальному контракту на выполнение дополнительных работ.
Техническая документация на дополнительно выполненные объемы работ не оформлена. Приняты и оплачены дополнительные объемы, не соответствующие условиям контракта.
Не оплачены в полном объеме подрядчику ООО "Завод Арбет" выполненные и принятые по ф. в„– КС-2 работы (областной бюджет).
Содержание газона не производится, на всей площади прорастают сорняки, вследствие чего определить четкие границы посева невозможно.
Для купания пруд не используется, так как требуется его очистка. Не оформлена сметная документация на дополнительные объемы работ.
Для устранения нарушений направлены представления департаменту городского хозяйства администрации города Белгорода, МКУ "Управление капитального строительства" Администрации города Белгорода.
Во исполнение представлений приняты меры по принудительному взысканию с подрядчика пени за нарушение сроков исполнения муниципального контракта, ведется работа по приемке законченного строительством объекта по муниципальному контракту на выполнение дополнительных работ, а также оформлению документации для передачи объекта на содержание и обслуживание, учтены требования о недопустимости нарушения действующего законодательства в сфере закупок. По решению Арбитражного суда Белгородской области от 27.10.2022 произведена оплата подрядчику ООО "Завод Арбет" за выполненные работы за счет средств бюджета городского округа.

4.11. Проверка использования бюджетных средств на проведение
капитального ремонта стадиона и дворовой территории
МБОУ СОШ в„– 4 г. Белгорода в 2021 году

Внеплановое контрольное мероприятие проведено в соответствии с обращением председателя Белгородского городского Совета.
По итогам контрольного мероприятия установлено, что схема реконструкции спортивного ядра не согласована с организациями, эксплуатирующими инженерные сети, вследствие чего объект после завершения работ в декабре 2021 года не используется.
Общая стоимость выполненных работ составила 9800,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета в объеме 4482,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород" - 5318,1 тыс. рублей.
При контрольном обмере на объекте установлены отдельные несоответствия некоторых видов работ данным акта обмера. При визуальном осмотре объекта проверки выявлено:
- расположение входной калитки на стадион затрудняет ее открытие;
- в зазорах тротуарной плитки на стадионе сорная трава;
- в прыжковой яме просел песок в виде лунки глубиной около 25 сантиметров на месте, где ранее был канализационный люк;
- информационный щит на стадионе недостаточно укреплен;
- невозможность покоса газонной травы в закрытой части стадиона.
В ходе проверки представителем подрядчика на прыжковой яме проведен осмотр просевшего песка путем раскопки образовавшейся лунки. В результате установлено отсутствие люка в данном месте, после чего яма заполнена песком до установленной высоты. Также выполнены работы по удалению вручную сорной травы в зазорах тротуарной плитки. Подрядчиком предоставлен фотоотчет по вышеперечисленным работам.
Для устранения выявленных нарушений направлено представление МКУ "Управление капитального строительства" Администрации города Белгорода (далее - МКУ УКС).
Во исполнение представления заключено соглашение о компенсации от 24.11.2022 между МКУ УКС и филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" по переносу кабеля электрической сети, находящегося под поверхностью спортивной площадки школьного стадиона на срок 360 календарных дня, в том числе 120 - на разработку проектно-сметной документации, 240 - на проведение комплекса мероприятий по переустройству сетей, срок исполнения - ноябрь 2023 года.
Передача объекта в муниципальную собственность запланирована на 2023 год и будет завершена после устранения всех недостатков, в том числе переноса кабеля электрической сети.
Исполнение представления остается на контроле КСП города Белгорода.

4.12. Проверка по объекту "Ремонт дворовой территории по ул.
Степная, д. 1а, ул. Привольная, д. 6, д. 8 в г. Белгороде"

Внеплановое контрольное мероприятие проведено в соответствии с обращением председателя Белгородского городского Совета.
В 2021 году ремонт дворовых территорий по ул. Степная, д. 1а, ул. Привольная, д. 6, д. 8 произведен МБУ "Управление Белгорблагоустройство" в рамках основного мероприятия "Капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных жилых домов и проездов к ним, благоустройство общественных зон" подпрограммы "Благоустройство территории городского округа" муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода".
Объем финансирования по муниципальному контракту составил 39972,65 тыс. рублей, общая стоимость выполненных работ - 39848,7 тыс. рублей, или 99,7%.
Проверкой установлено: на дворовых территориях не выполнена часть работ, предусмотренных схемой благоустройства, при этом решения об изменении согласованной схемы на общих собраниях жителей многоквартирных домов не принимались. Отсутствует акт приемки законченного строительством объекта. Не обеспечена передача объектов внешнего благоустройства для последующего содержания по принадлежности в казну городского округа и собственникам помещений многоквартирного дома и управляющей компании.
Недостатки в качестве выполненных работ, установленные в ходе контрольного осмотра: неудовлетворительное состояние газонов, места установки опор уличного освещения не засыпаны грунтом, резиновое покрытие спортивных площадок уложено без использования мастики резинобитумной (в ходе проверки устранено), ручки в калитках ограждения спортивных площадок сломаны, на спортивном комплексе для воркаута нет колец и каната. При контрольном обмере выявлено завышение объемов выполненных работ, отраженных в актах о приемке выполненных работ.
За счет уменьшения объемов одних видов работ (работы по установке стоек для чистки вещей выполнены в объеме 32,1 процента от предусмотренного сметой, подготовительные работы - 54,4 процента, по устройству отмостки - 68,8 процента, асфальтобетонного покрытия - 69,3 процента и т.д.) были увеличены объемы по другим видам работ, предусмотренным контрактом (устройство резинового покрытия игровой площадки - 105,6 процента, ограждения игровой площадки - 134,6 процента, озеленение территории - 143,0 процента, установка скамей, урн и беседок - 217,0 процента, установка МАФ детской и игровой площадок - 310,1 процента), в пределах стоимости контракта без заключения дополнительного соглашения, что привело к нарушению Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". То есть учреждением приняты и оплачены работы, не соответствующие условиям муниципального контракта, на общую сумму 10309,76 тыс. рублей.
Для устранения выявленных нарушений направлены представления администрации города Белгорода, департаменту городского хозяйства администрации города Белгорода, МБУ "Управление Белгорблагоустройство" (далее - МБУ УБГБ).
Материалы контрольной проверки направлены в УМВД России по городу Белгороду, по которым в настоящее время открыто производство.
Во исполнение представления подрядчиком осуществлен повторный посев газона, заменены ручки в калитках ограждения спортивных площадок, опоры уличного освещения, за исключением 3-х опор, засыпаны грунтом. Кроме того, МБУ УБГБ направлено в Арбитражный суд Белгородской области исковое заявление о взыскании с подрядчика неосновательно полученных денежных средств.
Исполнение представлений остается на контроле КСП города Белгорода.

4.13. Проверка использования бюджетных средств, выделенных
на оплату труда руководящих работников МБУДО "ДЮСШ по зимним
видам спорта" и работников Молодежной хоккейной команды
"Белгород" в 2021 году и I квартале 2022 года

Внеплановое контрольное мероприятие проведено в соответствии с обращением главы администрации города Белгорода.
Финансовое обеспечение МБУДО "ДЮСШ по зимним видам спорта" (далее - Учреждение) осуществляется за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания и на иные цели, а также собственных доходов.
По итогам контрольного мероприятия установлено превышение коэффициента соотношения среднемесячной заработной платы директора и среднемесячной заработной платы работников Учреждения в I квартале 2022 года. Установлены нарушения в оплате труда заместителей директора. Размеры ежемесячных доплат работникам устанавливались без учета показателей и личного вклада каждого.
На базе Учреждения функционирует МХК "Белгород", не являясь при этом структурным подразделением. Содержание МХК "Белгород" осуществляется за счет субсидии на иные цели по основному мероприятию "Обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород" подпрограммы "Развитие дополнительного образования" муниципальной программы "Развитие образования городского округа "Город Белгород", несмотря на отсутствие в муниципальной программе мероприятий, связанных с деятельностью МХК "Белгород". Также установлены и другие нарушения и недостатки.
По результатам настоящей проверки направлена информация главе администрации города, в которой предлагается администрации города Белгорода:
- рассмотреть вопрос об изменении МБУДО ДЮСШ по ЗВС типа муниципального учреждения в целях контроля поступления и расходования денежных средств от приносящей доход деятельности;
- рассмотреть вопрос законности и правомерности начислений по оплате труда директору Учреждения с целью недопущения превышения предельного уровня соотношения заработной платы директора и работников Учреждения;
- пересмотреть условия трудового договора с директором в части установления размера доплат за счет доходов, полученных от предоставления дополнительных платных услуг;
- рассмотреть вопрос о передаче МХК "Белгород" на региональный уровень, учитывая, что деятельность хоккейной команды на базе Учреждения приводит к ряду нарушений требований действующего законодательства РФ.
Для принятия мер по устранению установленных нарушений и недостатков направлены представления МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта" г. Белгорода, управлению образования администрации города Белгорода.
Во исполнение представлений возмещено в бюджет города 21,6 тыс. рублей, внесены изменения в Устав Учреждения в части добавления вида деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами; трудовые договоры работников Учреждения и дополнительные соглашения к ним приведены в соответствие с нормами трудового законодательства; локальным актом Учреждения определен коэффициент соотношения среднемесячной заработной платы директора Учреждения и среднемесячной заработной платы работников Учреждения. За допущенные нарушения 3 сотрудника Учреждения привлечены к дисциплинарной ответственности.

4.14. Анализ использования бюджетных средств, направленных
на устройство детских площадок в рамках муниципального
контракта от 21.04.2021 в„– 2021.70

Совместно с прокуратурой города проведено контрольное мероприятие "Анализ использования бюджетных средств, направленных на устройство детских площадок в рамках муниципального контракта от 21.04.2021 в„– 2021.70".
Пер. 1 Портовый, 2 - 4
Рисунок не приводится.
В 2021 году в рамках основного мероприятия "Благоустройство прочих территорий города Белгорода" подпрограммы "Благоустройство территории городского округа" муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода" 111 детских игровых и спортивных площадок на общую сумму 336730,99 тыс. рублей. Осмотр планируемых площадок с фиксацией текущего состояния территорий, детского и спортивного оборудования не производился. Также не учитывались особенности каждой отдельно взятой территории, не проводился анализ количества потенциальных пользователей площадок, наличие уже имеющегося оборудования, удаленность от жилых домов. В ходе проверки установлено несоответствие адресов, указанных в протоколе, на схеме расположения и фактическому размещению по 11 площадкам.
ул. Мелзавод, 2, 9 - 11
Рисунок не приводится.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что устройство 7 площадок выполнено по схемам размещения, не согласованным ресурсоснабжающими организациями в связи с наличием сетей подземных коммуникаций.
В ходе контрольного мероприятия произведен выборочный контрольный обмер выполненных работ, а также осмотр объектов.
Установлено, что при исполнении контракта в большинстве случаев была изменена конфигурация детских игровых площадок, выполнено размещение песочницы и других элементов площадки (качалки-балансира, пружинных качелей) на отдельной площадке с песчаным покрытием, скамьи и урны установлены на отдельных площадках из тротуарной плитки рядом с игровой площадкой. Так, из 66 отремонтированных детских игровых площадок на 41 площадке (62,1 процента) устроена площадка-песочница, в результате чего увеличена общая площадь игровых площадок. Внесение изменений в концепцию размещения площадок произведено только в части выноса скамей и урн за пределы резинового покрытия площадок.
По истечении 1 года с момента завершения работ на объектах из 62 единиц установленных пружинных качелей "Улитка" 15 штук сломаны (осталось только место крепления или обломок пружины), еще 5 штук не пригодны к эксплуатации вследствие сильного наклона вперед или назад, поломки металлического основания крепления качалки к закладной, у 2 качалок отломаны держатели для рук на корпусе качалки, что может быть опасно при эксплуатации. То есть 32,3 процента пружинных качелей не выдержали года эксплуатации.
В результате неэффективные расходы бюджета на установку 20 пружинных качелей "Улитка" составили 522,48 тыс. рублей.
Аналогичное пружинным качелям "Улитка" на площадках установлена качалка на пружине "Шарик в лабиринте", которая на многих площадках находится в неисправном состоянии: имеет сильный наклон, расшатана пружина, раскручены или отсутствуют несколько болтов крепления кронштейна лабиринта к пружине. Из 29 установленных качалок этого типа от 1 качалки осталось только место крепления (ул. Спортивная, 12 - 16), у 1 качалки прожжена прозрачная полусфера из поликарбоната, что привело к невозможности ее использования (ул. Гагарина, 17), 8 качалок требуют ремонта.
Кроме того, при контрольном осмотре установлены другие случаи вандализма: на отдельных игровых комплексах вырвано крепление каната или канат порезан, сломана крыша опорной башни и повреждены столбики из бревен (большие трещины), в отдельных местах металлические крепления не закрыты заглушками; на скамьях отсутствуют части деревянного бруса на спинке или сиденье, 1 скамья вырвана с места крепления; на 3 площадках сломано крепление качелей к сцепке; на 3 площадках урны вырваны с места крепления; на 4 площадках имеются повреждения резинового покрытия; на 2 спортивных площадках вырваны (полностью отсутствуют) калитки в ограждении, в 20 калитках сломаны ручки или вообще отсутствуют замки; из 18 установленных баскетбольных стоек на 7 стойках сломаны кольца (38,9 процента), вследствие чего оборудование невозможно использовать по назначению, еще на 4 стойках порваны сетки; из 48 установленных ворот с сеткой на 42 воротах (87,5 процента) сетка порвана или отсутствует и другие.
На момент проверки не все установленное оборудование передано на обслуживание. Таким образом, за отремонтированными площадками не обеспечен контроль и обслуживание в соответствии с законодательством РФ.
Для принятия мер по устранению установленных нарушений и недостатков направлены представления администрации города Белгорода, МКУ "Управление капитального строительства" Администрации города Белгорода.
Исполнение представлений остается на контроле КСП Белгорода.

Контроль реализации национальных проектов

Вопросы, связанные с ходом реализации национальных проектов, исследовались КСП в ходе:
- предварительного контроля - при проведении экспертизы проекта бюджета на очередной трехлетний бюджетный цикл и на стадии мониторинга реализации проектных мероприятий в течение года;
- последующего контроля - при проведении контрольных мероприятий и в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города.

4.15. Анализ реализации приоритетного проекта "Формирование
комфортной городской среды" в 2022 году

Расходы на реализацию проекта "Формирование комфортной городской среды" составили 156628,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета составили 110492,8 тыс. рублей, областного бюджета - 15472,4 тыс. рублей, бюджета городского округа - 30663,1 тыс. рублей.
Уксусное дерево
Рисунок не приводится.
В рамках заключенных контрактов благоустроено 7 общественных территорий, в том числе скверы по ул. Преображенская, д. 46 (Уксусное дерево), по ул. Садовая, д. 116, "Пушкинская аллея" по пр. Ватутина, по Народному бульвару (от ул. Попова до ул. Гостенская), "Поклонный крест в честь Кирилла и Мефодия" по пр. Гражданский, д. 32, по ул. Белгородского полка - пр. Гражданский (памятная стела в честь награждения г. Белгорода орденом ВОВ). Кроме того, выполнены благоустройства на 16 дворовых территориях многоквартирных домов.
Пушкинский сквер
Рисунок не приводится.
Документально установлено, что в нарушение Федерального закона в„– 44-ФЗ и условий муниципальных контрактов по 14-ти муниципальным контрактам (11 объектов благоустройства) на общую сумму 104228,22 тыс. рублей выполнение работ по благоустройству производилось с нарушением сроков, вследствие изменения отдельных видов и объемов выполняемых работ по просьбе жителей МКД, а также не исполнения обязательств некоторых подрядчиков. Например, по объекту "Благоустройство "Пушкинская аллея" по пр. Ватутина" из установленных 27 наименований детского игрового оборудования на общую сумму 7183,1 тыс. рублей лишь 3 наименования согласуются с утвержденной схемой благоустройства.
В нарушение норм Гражданского и Бюджетного кодексов РФ МКУ УКС не приняты меры по удержанию неустойки за нарушение сроков выполнения работ в общей сумме 400,6 тыс. рублей и ее своевременному перечислению в доход бюджета.
МКУ УКС при производстве работ по благоустройству дворовых территорий МКД не исполнена задача государственной программы Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области" и цель муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа "Город Белгород" на 2018 - 2024 годы" по обеспечению проведения мероприятий по благоустройству дворовых территорий в соответствии с едиными требованиями, исходя из минимального перечня работ по благоустройству: единый подход к выбору МАФ и оборудования не соблюдался, не выполнены в полном объеме работы по благоустройству в соответствии со схемами, разработанными ООО Проектное бюро "Перспектива" и согласованными заинтересованными лицами.
Акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией ф.КС-14 и приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания собственникам помещений многоквартирного дома и управляющей компании подписаны не по всем законченным объектам благоустройства.
По итогам контрольного мероприятия направлены представления об устранении нарушений и недостатков.
Исполнение представления находится на контроле.

4.16 Анализ реализации национального проекта "Образование"
федерального проекта "Успех каждого ребенка"

Федеральный проект входит в систему мероприятий подпрограммы "Развитие дополнительного образования" муниципальной программы "Развитие образования городского округа "Город Белгород", утвержденной постановлением администрации города Белгорода от 11.11.2014 в„– 230.
Цель проекта - обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80,0 процента от общего числа детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования.
В рамках федерального проекта осуществляется внедрение системы персонифицированного учета детей, осваивающих программы дополнительного образования, и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей (далее - ПФДОД).
Управлением образования не разработан порядок предоставления субсидий на оплату сертификатов; количество и номинал сертификатов в программах ПФДОД, утвержденных управлением образования на 2021 год, не соответствуют объему обеспечения.
В 2021 году реализовано 4852 сертификата на получение образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам на общую сумму 31928,4 тыс. рублей. Фактически оплачено 27033,3 тыс. рублей, что составляет 99,9 процента средств, предусмотренных решением о бюджете. Остаток средств в сумме 4895,1 тыс. рублей оплачен в 2022 году.
В 2022 году реализовано 4511 сертификатов на общую сумму 33763,6 тыс. рублей, с учетом оплаты за прошлый год.
Согласно отчетным данным управления образования значения соответствующих показателей составили: в 2021 году - 9,4 процента, в 2022 году - 8,5 процента. Результаты не достигнуты.
Для принятия мер по устранению установленных нарушений и недостатков направлено представление управлению образования администрации города Белгорода.
Предложения Палаты рассмотрены и учтены в дальнейшей работе.

4.17. Анализ реализации федерального проекта "Спорт - норма
жизни" в городском округе "Город Белгород" в 2021 году

Реализация федерального проекта "Спорт - норма жизни" в г. Белгороде осуществляется в рамках подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта в г. Белгороде" муниципальной программы "Спорт для всех", утвержденной постановлением администрации г. Белгорода от 12.11.2014 в„– 232.
Проектом предусмотрено создание ФОКОТ в микрорайоне Восточный г. Белгорода и закупка и установка спортивного оборудования для ФОКОТ на базе МБОУ СОШ в„– 43 г. Белгорода.
Фактический объем финансирования составил 36428,5 тыс. рублей: из федерального бюджета - 19873,4 тыс. рублей, из областного бюджета - 12912,2 тыс. рублей, из городского бюджета - 3642,9 тыс. рублей.
В ходе проверки установлены нарушения и недостатки в части закупочной деятельности. При отсутствии должного контроля за сохранностью муниципального имущества со стороны управления по физической культуре и спорту администрации г. Белгорода при осмотре ФОКОТ выявлено отсутствие трех посадочных мест в сборно-разборной трибуне, сетка баскетбольного кольца не укреплена должным образом, повреждены сетки на воротах для футбола, мини-футбола и гандбола, также выявлено выполнение комплекта искусственного покрытия на 18 кв. м меньше, что составляет 26,3 тыс. рублей.
Для принятия мер по устранению установленных нарушений и недостатков, в соответствии с компетенцией, направлены представления МКУ "Управление капитального строительства" Администрации г. Белгорода, управлению по физической культуре и спорту администрации города Белгорода.
Во исполнение представлений физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа закреплен на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением "Спортивная школа олимпийского резерва "Спартак". Возмещено в бюджет города 38,5 тыс. рублей.

5. Результаты иной деятельности

В КСП города в 2022 году поступило 13 письменных обращений, из которых:
- четыре обращения по вопросу стоимости новогодней ели, установленной на Соборной площади города в канун празднования Нового 2022 года;
- одно обращение по вопросу проведения проверки законности деятельности коммерческой структуры по организации ярморочной торговли третьими лицами на муниципальной земле;
- одно обращение по вопросу осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев;
- одно обращение по вопросу законности переноса детской площадки, установленной на дворовой территории в 2021 году; - четыре обращения по вопросу выкупа администрацией города Белгорода акций акционерного общества "Мастерславль-Белгород";
- одно обращение по вопросу проверки действий муниципального казенного учреждения города в рамках исполнения муниципального контракта;
- одно обращение по вопросу нецелевого использования бюджетных средств муниципальным бюджетным учреждением города на закупку товаров, работ, услуг.
11 обращений переадресованы в КСП города Белгорода Счетной палатой Российской Федерации, Контрольно-счетной палатой Белгородской области, прокуратурой города Белгорода, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области. Одно обращение, поступившее в Палату, в соответствии с компетенцией перенаправлено в администрацию города Белгорода.
Поступившие обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На личный прием в 2022 году в Палату не обращались.

5.1.1. Взаимодействие с правоохранительными
и контрольно-надзорными органами

Работа КСП города Белгорода в 2022 году, как и в предыдущие годы, проходила во взаимодействии с правоохранительными, контрольными и надзорными органами как на этапе формирования годового плана работы, так и в дальнейшем путем обмена информацией о результатах проведенных мероприятий. В отчетном году в соответствии с Соглашением о взаимодействии в прокуратуру города Белгорода направлены все материалы проверок, в органы полиции - материалы проверки по объекту Ремонт дворовой территории по ул. Степная, д. 1а, ул. Привольная, д. 6, д. 8 в г. Белгороде.
В 2022 году КСП города привлекалась к участию в судебных делах в качестве третьего лица по 9 делам администрации города Белгорода о взыскании причиненных убытков. По 2 делам приняты решения о взыскании в пользу администрации 456,2 тыс. рублей, 1 производство было прекращено в связи с уплатой ответчиком неустойки в размере 61,1 тыс. рублей, 6 судебных дел находится в производстве.
Постоянной остается работа и над информационной открытостью: информация о плане работы, результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, результатах рассмотрения обращений размещена в оптимальном объеме на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в сети "Интернет" в разделе "Контрольно-счетная палата", в 2022 году страница КСП Белгорода оптимизирована.
В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 09.02.2009 в„– 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" созданы страницы КСП города в двух соцсетях: "ВКонтакте" и "Одноклассники".
В отчетном периоде сотрудники КСП не привлекались к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершение коррупционных правонарушений, гражданские иски к Палате за совершение ее служащими коррупционных правонарушений не предъявлялись.
Проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых муниципальными служащими КСП города Белгорода, в 2022 году не проводились ввиду отсутствия оснований для их проведения.
Решения, действия (бездействие) КСП города Белгорода, должностных лиц контрольно-счетного органа в отчетном периоде не оспаривались.
В Белгородский городской Совет был внесен 1 проект решения "О назначении на должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты города Белгорода".
На обеспечение деятельности КСП города Белгорода в отчетном периоде бюджетом городского округа "Город Белгород" направлено 18828,5 тыс. рублей.

5.2. Взаимодействие КСП с контрольно-счетными органами
России, работа в Союзе МКСО России

Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Белгородской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований области осуществлялось в рамках работы Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Белгородской области.
С 2002 года КСП Белгорода состоит в Союзе муниципальных контрольно-счетных органов России, деятельность которого направлена на развитие и совершенствование внешнего муниципального финансового контроля, в том числе путем постоянного взаимодействия на профессиональной основе. Председатель КСП Белгорода Сорокина С.В. с декабря 2021 года избрана членом ревизионной комиссии Союза МКСО, а также в 2022 году избрана секретарем представительства Союза в Центральном федеральном округе, куда входят 34 муниципальных КСО из 16 регионов. В отчетном году председатель приняла участие в 2-х очных рабочих и обучающих мероприятиях Союза МКСО в Москве и городе Железногорске Курской области.

6. Основные задачи на 2023 год

Деятельность КСП Белгорода в 2023 году будет направлена на исполнение закрепленных полномочий с учетом современных требований, предъявляемых к внешнему муниципальному финансовому контролю.
План работы КСП города Белгорода сформирован с учетом предложений и поручений Председателя Белгородского городского Совета, прокуратуры города Белгорода, на основании результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предыдущих лет. Тематика мероприятий КСП охватывает важнейшие направления развития городского округа: благоустройство дворовых территорий, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, деятельность муниципальных учреждений и ряд других. В 2023 году запланировано параллельное с Контрольно-счетной палатой Белгородской области контрольное мероприятие "Анализ реализации проекта "Формирование современной городской среды".
В 2023 году продолжится взаимодействие с контрольно-счетными органами других муниципалитетов по различным направлениям, в том числе в рамках работы Президиума Союза МКСО, Совета КСП Белгородской области.
Прежней остается основная задача КСП города Белгорода - проведение оценки, формирование значимых и исполнимых рекомендаций, которые позволят предотвратить нарушения и повысить эффективность деятельности объектов контроля.


------------------------------------------------------------------